Харрис Савидис — один из самых уважаемых операторов-постановщиков США, работавший с Ридли Скоттом, Дэвидом Финчером, Вуди Алленом, Гасом Ван Сентом и Софией Копполой — скончался 11 октября от рака мозга. Савидису было 55 лет.
Он начинал свою карьеру фотографом — снимал для глянцевых журналов. Затем перешел в музыкальную индустрию, где стал оператором видеоклипов, сотрудничал, в частности, с режиссером Марком Романеком. Одна из их совместных работ, Bedtime Story Мадонны, снятая на 35-миллиметровую пленку, считается одной из самых дорогих за всю видеографию певицы.
Вместе с Мишелем Гондри Савидис снимал видео для The Rolling Stones на песню «Like A Rolling Stone». Вместе с сыном Ридли Скотта, Джеймсом, снимал знаменитый клип R.E.M. Everybody Hurts. Харрис Савидис являлся единственным оператором, получившим три премии MTV Video Music Awards за лучшую операторскую работу (за вышеупомянутые клипы Мадонны, R.E.M. и видео Criminal для Фионы Эппл). Савидис был оператором самого дорогого видео в истории музыки — Scream Майкла и Джанет Джексон. Бюджет клипа с учетом инфляции сейчас составляет 10 миллионов долларов.
Успех оператора привлекал к нему именитых режиссеров. Харрис снимал короткометражные рекламные фильмы для Вонга Кар-Вая, Мартина Скорсезе и Джона Хиллкоута. Постепенно Савидис становился одним из самых востребованных операторов Америки. «Он никогда не следовал правилам, — вспоминает продюсер Скотт Рудин, работавший с Харрисом на двух фильмах Ноа Баумбаха («Марго на свадьбе» и «Гринберг»). — Он освещал все, что нужно, чтобы сцена получилась, никогда не обращал внимания на общепринятые стандарты и никогда не сомневался». Савидис работал с Дэвидом Финчером над его нуарами «Игра» и «Зодиак», а также снимал для режиссера титры к фильму «Семь». Камера оператора запечатлела натурализм «Гангстера» Ридли Скотта и деликатность «Рождения» Джонатана Глейзера.
Но больше всего оператор сотрудничал с Гасом Ван Сентом, с которым познакомился в середине девяностых. Харрис снимал для него фильмы «Найти Форрестера», «Джерри», «Слон», «Последние дни», «Харви Милк» и «Не сдавайся». «Меня всегда поражало, как мы с ним думаем в одном направлении, — говорил Ван Сент о своем операторе. — Он любил, чтобы черный был не совсем черным, а имел такой молочный, пленочный оттенок. И он никогда не засвечивал светлые цвета, то есть если у окна стоит девушка в белом платье, то в кадре всегда можно было рассмотреть его детали, платье не казалось белым пятном. Харрис любил слово „кремовый“. Ему нравилось такое кремовое изображение. Этим словом можно было идеально охарактеризовать Харриса». Ноа Баумбах в разговоре с The New York Times вспоминает Савидиса: «Он придавал фильмам тот вид, который было нужно. Когда мы обсуждали „Марго“, то я сказал, что хочу, чтобы картинка была похожа на помещение, в котором много окон. Пока находишься в доме, все видно, но заходит солнце — и ты понимаешь, что сидишь в полной темноте. Таким мне хотелось сделать ощущение от фильма. Харрис сделал множество проб и в итоге перевел мои слова на пленку». Последней работой Харриса Савидиса стала лента Софии Копполы «Элитное общество». Фильм выйдет в прокат в 2013 году.
Источник: Кинопоиск
|