Элегия «Великие мастера» Вонга Кар-Вая открыла 63-й Берлинский кинофестиваль. Картина стала настоящим долгостроем для режиссера «Любовного настроения» — 6 лет ушло на разработку и три года на съемки. Но ожидание того стоило: фильм приняли тепло. Режиссер и исполнители главных ролей Тони Люн Чу Вай и Чжан Цзыи представили картину журналистам и на премьерном показе.
В последний раз фильм Вонга Кар-Вая на большом экране можно было увидеть в 2007 году, когда «Мои черничные ночи» открывали Каннский кинофестиваль. На Лазурном Берегу режиссер появлялся гораздо чаще, чем в столице Германии. Среди проектов Кар-Вая, участвовавших в конкурсе Канна, были «Счастливы вместе» (приз за режиссуру), «Любовное настроение», «2046» и вышеупомянутый англоязычный дебют, считающийся неудачей постановщика.
«Великие мастера» считаются биографическим фильмом об Ип Мане, легендарном знатоке и практике боевых искусств, представителе стиля вин-чунь, учителе Брюса Ли. Но уже с самых первых кадров становится понятно, что перед зрителем не привычная всем лента из разряда «родился-учился-женился». Тони Люн Чу Вай, талисман Кар-Вая, в белой шляпе и в длинном черном пальто под проливным дождем с легкостью расправляется с толпой «знатоков кунг-фу». Как Нео против агентов Смитов — от ощущения дежавю отделаться невозможно, учитывая, что ставить бои Кар-Вай позвал Юэнь Ву-Пина, работавшего над «Матрицами».
Действие начинается в 1936 году, когда Ип Ману было уже 40 лет. До этого возраста, как следует из закадрового голоса, он не работал и ни в чем не нуждался («Мои родители были настолько богаты и известны, что в округе Фошань в честь них названа улица»). Он женился на красавице аристократке, любительнице музыки, часто ходил в «Золотой павильон», бордель для богатых мира сего, где часто проходили концерты. Но заведение с золотыми стенами также было местом сбора мастеров кунг-фу. Фошань был центром южных китайских единоборств во времена Китайской Республики. Когда в 1936 году Япония завоевала северо-восточные провинции Китая, великий мастер Баосень Гон, возглавлявший мир боевых искусств на севере страны, прибывает в Фошань. В «Золотом павильоне» должна состояться церемония в честь ухода Гона с поста. Пожилой мастер бьется с молодыми бойцами, лучшим из которых является Ип Ман. Дочь Гона (ее как раз и играет Чжан Цзыи) тоже приезжает в Фошань. Она единственная, кроме своего отца, владеет смертоносной техникой 64 рук. Этот стиль предстоит испытать на себе Ип Ману, но бой с девушкой превратится в элегантный и чувственный танец. В конце концов, все фильмы Кар-Вая о любви.
Это лишь завязка двухчасовой картины, которая в первой монтажной версии длилась четыре часа, но в Китае шла 2 часа 13 минут. Сократить ленту для международного проката Кар-Вай решил совсем недавно. Режиссер пояснил, что удалил исключительно те моменты, которые ясны в Китае, но не будут понятны иностранным зрителям. История Ип Мана заинтересовала Вонга Кар-Вая еще в 1996 году. Находясь в Аргентине, режиссер снимал «Счастливы вместе» и как-то, проходя мимо газетного киоска, заметил журнал с Брюсом Ли на обложке. Спустя 20 лет после трагической смерти актера по-прежнему знали и любили. «Я вырос на фильмах Брюса Ли, очень любил их, — говорит Вонг. — Сперва мне хотелось снять фильм о нем. Чем больше же я узнавал об учителе Брюса, Ип Мане, тем больше меня интересовал этот человек. Образованный выходец из богатой семьи, он окончил свои годы в изгнании, будучи в Гонконге, вдали от родного города».
Кар-Вай решил, что расскажет историю боевых искусств периода 1911—1949 годов, который был непростым для Китая временем. Режиссер погрузился в исследование вопроса, пообщался со многими мастерами кунг-фу. «Знаете, что меня удивило? Они необыкновенно простые и скромные люди». Это открытие помогло режиссеру выстроить линию и атмосферу фильма. Главное в «Великих мастерах» — это не жизнеописание Ип Мана, хотя, безусловно, оно занимает огромное место, а ощущение того покоя и концентрации, требующееся для постижения боевых искусств.
Своим фильмом Кар-Вай вернул слово «искусство» в словосочетание «боевые искусства». Рапиды, замедленная съемка, крупные планы, метафоры в диалогах — это, определенно, кино Вонга Кар-Вая, его почерк. Сцены боев не только тщательно проработаны (актеры несколько лет изучали кунг-фу), но и роскошно сняты. Известно, что съемки «Великих мастеров» прерывались на долгое время из-за финансовых проблем, а также из-за серьезной травмы Тони Люн Чу Вая. Ходили слухи о разногласиях между актером и режиссером, но, даже если между Тони и Кар-Ваем и пробежала черная кошка, на пресс-конференции этого не было заметно. «Ни в одном другом фильме Вонга мне не было так хорошо!» — заявил Люн. Под смех зала актер пояснил: «Каждый фильм с ним — это настоящее приключение. Но в этот раз я чувствовал себя самым счастливым человеком. У меня был материал для работы, настоящий человек. И поэтому этот фильм стал для меня самым приятным из всех картин Вонга. По крайней мере я знал, кого играю! Поверьте, это комплимент! У него был сценарий, я это знал. Но он выдавал нам сцены только в день съемок и никогда не давал читать полностью его целиком. Многих актеров это нервировало, но только не меня. Я ведь точно знал, кого играю!» Тони Люн благодарен режиссеру за изменения, произошедшие с ним во время съемок: «Я не только выучил кунг-фу за это время, но и стал дисциплинированнее и спокойнее». Его коллега Чжан Цзыи, к сожалению, не отличалась многословностью, но призналась, что считает себя счастливейшей актрисой в мире: «Если Вонг Кар-Вай попросит меня еще раз уделить столько же времени съемкам его фильма, я с радостью соглашусь! Такой он великий человек!» Кар-Вай продолжил: «А я бы еще снимал и снимал этот фильм». Режиссер так увлеченно рассказывал о проекте, что ни у кого не осталось сомнений: Кар-Ваю удалось осуществить свою мечту. И какова была самая большая сложность во время процесса? «Я не практикую кунг-фу», — отвечает режиссер.
Источник: Кинопоиск
|