В программу внеконкурсных показов Каннского кинофестиваля вошла бессловесная драма Джей Си Чендора «Все пропало» с Робертом Редфордом в роли безымянного моряка, пытающегося выжить в океане после того, как его парусник уходит под воду после мощнейшего шторма.
«Все пропало» начинается с нескольких строчек прощального письма. Через восемь дней после того, как в паруснике немолодого путешественника, в одиночку пересекающего океан, появилась пробоина, он потерял надежду и просит в этом письме прощения у своих знакомых и родных, готовясь принять смерть. «Все пропало», — говорит он. Зрители слышат его голос — практически, единственный раз за весь фильм, не считая пары криков о помощи и одного проклятия в адрес судьбы.
Дрейфующий морской контейнер, груженый какими-то дурацкими китайскими кедами, становится причиной большой пробоины в борту, попадающая внутрь вода выводит из строя радиооборудование. Пробоину герою Редфорда (его имени мы так и не узнаем) удается заделать, но теперь он вынужден путешествовать вслепую, без возможности сообщить о себе другим кораблям, вычисляя координаты с помощью секстанта и ориентируясь в бескрайнем океане лишь с помощью карт. Его парусник попадает в эпицентр шторма, и начинается неравная борьба человека со стихией и с самим собой.
«Все пропало» легко рифмуется с недавним хитом Энга Ли «Жизнь Пи» — главные герои оказываются в схожих условиях. Однако то, что в истории о Писине Пателе вынесено наружу, в фильме Чандора спрятано, и наоборот. Здесь нет фантастических пейзажей и карамельных закатов, а тяжелая ежедневная работа по спасению самого себя – нехватка пресной воды, попытки починить свое судно, наладить связь с внешним миром, - показана крупным планом. Море в полной мере становится еще одним персонажем, а от ожесточенного противостояния человека и океана невозможно оторваться.
Джей Си Чендор ходил под парусом в детстве, и триллер, действие которого разворачивалось бы в открытом море, придумал еще задолго до того как написал сценарий «Предела риска». На рабработку проекта у него ушло почти шесть лет. Чандору повезло: когда премьера «Предела риска» состоялась на фестивале Sundance, основателем и бессменным патроном которого является Роберт Редфорд, молодой режиссер набрался смелости и предложил живой легенде главную роль. Редфорд практически сразу согласился. Актер со смехом рассказал на пресс-конференции в Канне, что хотя он поддержал многих молодых режиссеров, представив их на своем фестивале, никто из них почему-то не предлагал ему сняться в их фильмах.
«Это был вызов — оказаться один на один с ролью, без возможности опереться на слова, на партнеров. Вот очень привлекло меня как актера. К тому же, я в то время как раз закончил снимать свой собственный фильм, где также играл одну из ролей, и мне захотелось отдать себя целиком в руки режиссера, тем более такого, как Джей Си — четко знающего, чего он хочет, внимательного к деталям», — поделился Роберт Редфорд с журналистами.
«Для меня мистер Редфорд олицетворяет поколение моих родителей, родившихся после Второй мировой войны, — объяснил свой выбор режиссер. — Они росли в период расцвета, когда в семьях было много детей. Мое же поколение – поколение нефтяного кризиса, нас очень мало. Сейчас мы наблюдаем, как это великое поколение наших родителей постепенно оставляет нас. Когда Роберт согласился участвовать в проекте, я понял, что в каком-то смысле делаю его своего рода иконой, символом своего поколения, хотя он, конечно, не согласится с такой точкой зрения».
«На самом деле я родился перед Второй мировой войной. Между Великой депрессией и войной, так что в детстве я испытал, что это такое. Сейчас, с высоты своего возраста, я могу увидеть, как Америка изменилась, словно перешла из одного состояния в другое. В нашей системе ценностей и верований появились бреши. Когда я рос, система ценностей была совсем другой. Что касается этого фильма… Технологии ускорили нашу жизнь, люди сейчас все больше говорят, энергии все больше, я всегда думал: когда же это закончится? Когда мне предложили этот проект, я увидел, что в нем есть контраст с современной жизнью. Ничего кроме человека, его лодки и погоды, никакого информационного шума, который сбивает с толку», — добавил Роберт Редфорд.
Огромную роль в фильме играет музыка: режиссер очень аккуратно воспользовался этим инструментом, не заглушая актерскую игру. Музыкальный фон практически отсутствует в начале фильма, оставляя зрителя и главного героя наедине с тишиной и звуками моря, и постепенно звучит все более уверенно. Композитор работал над саундтреком около восьми месяцев.
Международные права на прокат «Все пропало» принадлежат Universal. Прокат намечен на осень 2013 года.
Источник: Кинопоиск
|