Никто не ожидал, что «Выживут только любовники» Джима Джармуша окажется ироничной лентой, чуть ли не комедией. Том Хиддлстон и Тильда Суинтон при участии Миа Васиковской и Антона Ельчина разыгрывают историю о любви, вампирах и искусстве. Фильм попал в конкурсную программу за считанные дни до начала Каннского фестиваля и моментально стал фаворитом многих критиков.
Музыкант-затворник Адам (Хиддлстон) живет в умирающем Детройте, скупает дорогущие музыкальные инструменты, презрительно называет людей зомби и общается только с молодым человеком Иеном (Ельчин), добывающим ему раритеты. Иногда Адам надевает белый халат и маску и отправляется в ближайший госпиталь под именем доктор Фауст или доктор Калигари. Там некто доктор Ватсон снабжает его жизненно необходимой субстанцией — кровью нулевой группы с отрицательным резус-фактором. Считается, что это самая чистая кровь на земле, которую можно переливать всем. Вампиры, пережив все возможные напасти и болезни, уже давно не кусают людей, предпочитая принимать бокал крови, смакуя его, точно это хорошее вино.
Ева (Суинтон) живет в Танжере, предпочитая негу и роскошь красивых вещей вокруг. Свою кровь она получает от Кита Марлоу (того самого), которого играет Джон Хёрт. По-видимому, вампиров в мире немало, и, как мы узнаем впоследствии, большинство из них — люди искусства.
Адам и Ева похожи друг на друга. Оба высокие, стройные, с копной буйных волос. Они элегантно одеваются, красиво двигаются, выходят на улицу исключительно в черных очках и только ночью. Адам и Ева безумно любят друг друга уже много лет. Они могут жить на огромных расстояниях друг от друга, но их чувства ни на йоту не изменятся. Очередная встреча происходит в захламленном особняке Адама, куда приезжает младшая сестра Евы (Васиковска) и нарушает их вампирскую идиллию.
«Мне сказали, что на этом можно заработать!» — шутливо ответил Джим Джармуш на вопрос, зачем он снял кино про вампиров. На самом деле вампиров режиссер любит давно, живо интересуясь этой темой. Проект находился в разработке семь лет. «Потому что нам никто не давал денег!» — весело поясняет Джармуш. Он вообще был в хорошем настроении — возможно, режиссеру уже рассказали, что его фильм пресса вчера приняла на ура.
Большую часть инвестиций в новую ленту Джармуша приняла на себя немецкая сторона. Бюджет картины — 7 миллионов долларов.
В самом начале пресс-конференции Джим сообщил, что первыми зрителями «Выживут только любовники» стали журналисты, пришедшие на вчерашний пресс-показ в Канне. «Даже съемочная группа еще не видела окончательный монтаж, так что для меня это очень волнительный момент».
На написание сценария Джармуша частично подвиг последний роман Марка Твена «Дневники Адама и Евы». «Двое любовников в моем фильме — архетипичные аутсайдеры, классическая богема, невероятно умные и утонченные создания, тем не менее им свойственны животные инстинкты». Своих героев Джармуш облекает в солнечные очки и перчатки — без них Адам и Ева не покидают дом. Очки еще можно объяснить, но перчатки? «Мы обсуждали мифологию персонажей, — говорит Тильда Суинтон. — И думали о том, чего бы добавить нашим вампирам. Придумали перчатки». Джармуш перебивает: «Они круто смотрятся!»
Суинтон сразу согласилась на проект, причем без тени удивления. «Мне казалось, что Джим всегда снимал фильмы о вампирах! И вообще мне очень импонирует идея невидимости. Когда ты живешь невидимой жизнью и создаешь произведения искусства, видимые только тебе. Идея невидимости, но при этом существования очень красива». Тильде вторит Том Хиддлстон: «Я часто играл героев комиксов и солдат, а тут что-то новое. Мой герой — блестящий музыкант и ученый, но его работ никто не видит, да он и сам не стремится делиться своими произведениями. Адам полон романтизма и меланхолии, но при этом он сохранил интерес к окружающему миру. Кроме того, меня всегда интересовал вопрос: что такое бессмертие — благо или проклятие?»
Интересно, что «Любовников» уже разобрали на цитаты — этого не было ни у одного конкурсного фильма Каннского фестиваля в этом году. «Что ты как в XV веке?» — говорит Адам Еве, а Лос-Анджелес называет Зомби-централом. Много юмора и вампирская тематика, безусловно, обеспечат «Любовникам» культовый статус.
Джармуш наотрез отказался интерпретировать свой фильм. «Я не хочу, чтобы вы бросали попытки это делать, просто не просите меня анализировать фильм!» Конечно, каждый найдет в «Любовниках» свое. Кому-то вампиры покажутся наркоманами, кто-то решит, что Адам и Ева — это Те Самые Адам и Ева, о которых повествует Библия, ну а кому-то покажется, что это просто фильм о любви. Ближе всего к видению режиссера будут последние. По окончании пресс-конференции Джармуш подошел к вдове кинокритика Роджера Эберта, Чаз Эберт, которая задавала ему вопрос, и сказал: «Я вообще-то про любовь снимал. В моем понимании любовь — это когда принимаешь человека таким, какой он есть».
Трудно не согласиться с ним.
Источник: Кинопоиск
|