Во время очередного совещания по вопросам развития отечественной кинематографии, прошедшего в Сочи, президент Владимир Путин коснулся нескольких вопросов, довольно бурно обсуждавшихся в течение последнего года: электронный билет, повышение популярности отечественных лент, цензура, интернет-пиратство и налогообложение иностранных фильмов.
В своем вступительном слове, начавшемся с минуты молчания по ушедшему из жизни Петру Тодоровскому, президент отметил, что состояние отечественной кинематографии не критично, но периодичность побед охарактеризовал как «нечастую», назвав среди наиболее удачных примеров такие ленты, как «Фауст», «Елена», «Брестская крепость» и, конечно, недавнюю картину Николая Лебедева: «„Легенда № 17“ покорила миллионы зрителей всех поколений и уже более месяца держится в прокате, несмотря на появление новых и достаточно сильных зарубежных блокбастеров».
Как уже было известно ранее, президент не поддержал идею отмены налоговых льгот на билеты для иностранных лент, в теории призванной повысить посещаемость отечественной продукции: «Я уже не раз говорил, что государство может помочь снять кино, но ему не под силу заставить людей это кино смотреть, если оно их не устраивает. Места для отечественных лент зарезервировать можно, главное, чем эти места заполнить. Твердо уверен, что наши граждане выбирают не между иностранным и российским кино, а между хорошим и не очень хорошим, мягко говоря, и всегда готовы отдать предпочтение именно отечественному продукту. Под хорошим кино я имею в виду прежде всего художественную ценность. Зрителю важно именно это, ему нужны картины, обращенные к нормальным человеческим отношениям и чувствам. И фильмы, которые рождают гордость за свой народ, за его историю, безусловно, всегда пользовались и будут пользоваться успехом».
Вдобавок Владимир Владимирович отринул любые аспекты кинематографической цензуры: «Со стороны государства нет и не может быть ни цензуры, ни какого-либо диктата или давления. Деятелям культуры дана полная свобода выбора и самовыражения. Но свобода — это далеко не все. Доверие и уважение к творчеству, его востребованность нужно и заслужить, и постоянно поддерживать». Тщательную работу Владимир Путин потребовал провести по вопросу интернет-пиратства, дабы исключить ситуации, где бы в результате блокировки могли бы пострадать «хорошие сайты». Особое внимание кинематографисты заострили на проблеме попадания в интернет многих новинок в первые дни после проката.
Еще одним важным звеном в обсуждении был вопрос обучения студентов основам кинематографии, многие тонкости которого пояснил ректор ВГИКа Владимир Малышев. Среди явных проблем системы он отметил слабую образованность абитуриентов («Я смотрел статистику: в годы ВГИКа, когда поступали Тарковский, Шукшин, Никита Сергеевич Михалков, Станислав Сергеевич, они прошли уже определенную школу жизни»), отсутствие бесплатного второго высшего образования, а также дальнейшие проблемы выпускников с трудоустройством.
По теме постепенного внедрения системы электронного билета слово взял министр культуры Владимир Мединский: «Это большой, сложный, комплексный вопрос, поскольку билет не является кассовым чеком по большому счету, насколько мы понимаем. Значительная часть кинотеатров работает по упрощенной системе налогообложения, с отчетностью здесь тяжело. Думаем сейчас, советуемся с экспертами, что можно здесь поменять коренным образом, не отказываясь от данной системы, а пытаясь ее максимально дожать и усовершенствовать».
Также Мединский заявил, что благодаря опросам общественного мнения было сформировано 12 приоритетных тем, заявки по которым будут удовлетворяться и рассматриваться в первоочередном порядке (среди них юбилей Победы в Великой Отечественной войне, столетие Первой мировой войны, борьба с наркоманией и т. д.). Кроме того, министр отметил целесообразность существования Фонда кино, занимающегося распределением государственных дотаций в данной сфере, сказав, что тот «как инструмент финансового управления и контроля за расходованием средств в принципе себя оправдывает». Однако с ним не согласился президент кинокомпании «Амедиа» Александр Акопов: «Министерство и фонд — это не хозяйственный механизм, они отдают деньги, и фактически они в состоянии получить только готовое кино. Предприятие — там есть генеральный директор, там есть хозяйственная деятельность, там есть продюсер, там есть имя, фамилия и отчество человека, который отвечает за производство этого фильма. Производство фильма — такая штука, это ежедневная задача, там надо каждый день смотреть. Правильным механизмом реализации использования государственных денег для производства было бы создание государственной кинокомпании, которая была бы продюсерской и дистрибьюторской, сделать ее надо с участием, естественно, министерства культуры, где у государства была бы решающая доля. Но туда должны обязательно войти телеканалы, потому что у них есть экспертиза, потому что у них есть возможности, для того чтобы объяснить людям, почему это кино нужно смотреть, и у них есть абсолютно налаженный механизм работы с внешними подрядчиками».
По животрепещущему вопросу об отмене льгот НДС для зарубежной кинопродукции министр подтвердил известную ранее информацию о том, что найдено относительно компромиссное решение по данной проблеме: «Нужно делать что-то, чтобы по крайней мере на те фильмы, которые поддерживаются государством и в которые мы вкладываем значительные деньги в кинопроизводство, билет стоил дешевле. Иначе мы деньги вкладываем… Ну хорошо, если фильм замечательный. А если у этого фильма не такая хорошая рекламная кампания, как у „Легенды № 17“ или как у „Высоцкого“, или не так хорошо передается из уст в уста, как в „Брестской крепости“? Но люди идут на привычную киножвачку. Значит, билет на отечественный фильм должен стоить дешевле, он должен быть этим привлекательным».
В финале совещания Владимир Путин попросил обратить внимание на анимацию, которая «находится в непростой ситуации, но может оказывать серьезный эффект». Кроме того, он обещал прислушаться к предложению Александра Акопова о преобразовании Фонда кино: «Идея понятна, но так, чтобы идея сама не сожрала то, о чем мы договаривались с самого начала, а именно о том, чтобы предоставить получателям государственных денег максимальную свободу в творчестве при организации этого творческого процесса. Хотя определенные требования к тем, кто получает государственные деньги, конечно, должны быть».
Источник: Кинопоиск
|