«Афера по-американски» номинируется на 10 премий «Оскар», так что на берлинской пресс-конференции режиссера Дэвида О. Расселла и актеров Кристиана Бэйла и Брэдли Купера было очень тесно. Пока мир смотрел церемонию открытия Олимпийских игр, КиноПоиск слушал одного из самых разговорчивых режиссеров Голливуда, а также Бэтмена и Реактивного Енота.
В общем, дело было так: аферист Ирвинг Розенфельд (Бэйл) влюбился в мошенницу Сидни Проссер (Эми Адамс). Она была привлекательна, он - чертовски привлекателен. Вместе они устроили аферу по отъему денег у населения, привлекшую внимание агента ФБР Ричи ДиМасо. Он хочет использовать парочку в своих целях, но все не так-то просто, как кажется на первый взгляд.
Рассказывать сюжет этой ленты — дело гиблое. В итоге все упрется в вырезы Дженнифер Лоуренс (она играет жену Ирвинга) и декольте Эми Адамс, а также в парики и животы Кристиана, Брэдли и Джереми Реннера. Внезапно из темноты выплывет Роберт Де Ниро (и это будет самый напряженный момент фильма), но когда пойдут титры, вы поймете, что режиссер Расселл обдурил вас только что, как те киношные аферисты. От энергии актеров экран буквально искрится, но за этими искрами порой теряется сюжет, который являет собой импровизацию на тему операции ABSCAM, которую в семидесятые провернуло ФБР. Фильм сначала хотел снимать Бен Аффлек, но передумал и отдался во власть «Операции «Арго»». «Афера» досталась Расселлу. И надо еще помнить, что изначально проект назывался «Американская чушь». С чушью у Расселла проблем нет (тут мы хотели написать про то, как он ее порет, но сдержались).
Поскольку Брэдли Купер рассказывал о проекте, находясь в Москве, мы уделим внимание его коллеге и режиссеру, если позволите.
«Аферу по-американски» упорно называют комедией, но на самом деле смешного там немного. Вот как характеризует жанр фильма Кристиан Бэйл: «Это и драма и трагедия, и комедия и даже немного мюзикл — трудно втиснуть его в рамки определенного жанра. Всего понемногу, как в жизни».
Почему Кристиан Бэйл постоянно играет каких-то психопатов и, мягко говоря, странных личностей? «Честно говоря, не знаю людей без странностей, — ответил актер. — Люди настолько разные, что каждый раз, я поражаюсь: вроде бы знаю человека, но нет, он обязательно чем-то да удивит. К персонажам фильмов это тоже относится. Что же касается работы с Дэвидом, то он заинтересован исключительно в человеческих качествах персонажей. Благодаря этому у вас получаются сложные, объемные герои».
Тут включается Дэвид О. Расселл, которого просто так не остановишь: «Герой Кристиана любит двух женщин, причем совершенно искренне, он вообще человек честный. Понимаете, у каждого героя в этом фильме есть искренняя страсть — я других фильмов не снимаю. Меня интересуют люди, которые страстно любят, которые честны с собой, несмотря на все трудности и противоречия. Меня интересует ради чего они живут, что любят и как любят».
Рассказывая о фильме и актерах, режиссер не скупится на жесты. «Мне хочется, чтобы кино заряжало людей, а меня заряжают вот эти ребята, — широкий взмах рукой в сторону Брэдли и Кристиана. — Я никогда не видел этих актеров в таких ролях раньше. Они оставляют в моих фильмах частичку себя и это величайшая степень доверия, на которую может надеяться режиссер». Указательный палец Дэвида сотрясает воздух.
Бэйл завершает: «Можно быть мошенником и одновременно безнадежным романтиком». Параллельно в зале, не переставая щелкают камеры: снимают не только профессиональные фотографы, но и журналисты, украдкой фиксируют на мыльницы и телефоны бывшего Бэтмена. Он сегодня разговорчив и улыбчив — вообще вся троица пребывает в отличном расположении духа — как будто все «Оскары» у них уже в карманах. Кстати об «Оскарах». Вы, Дэвид, помогли получить эту премию Кристиану и Дженнифер, а теперь настала очередь Брэдли?
Отвечая на этот вопрос немецкого журналиста, Расселл долго извиняется, что не говорит по-немецки: «Как здорово, что вы выучили английский, я вот немецкого не знаю, красивый язык ведь, а я вот не умею по-вашему, да и вообще только на английском умею». После потока сознания режиссер выравнивается: «Я бы не сказал, что помог ребятам выиграть «Оскар». Сформулирую так: у меня есть возможность создавать непростых персонажей, которые максимально возможно выражают свои эмоции и демонстрируют самое разное поведение. Такова моя задача. Моя работа заключается в том, чтобы показать сложные эмоции. Так что я пишу для них сценарии, думаю, как они будут играть. Кристиан создал такого героя в «Бойце», которого мы были бы рады видеть в жизни: несмотря на все его недостатки, мы все равно проникаемся к нему симпатией. Примерно так же получилось с его героем в «Афере». Вообще знаете, я люблю озадачить зрителя. Они смотрят «Бойца» и через пять минут такие: ой, неужели это Кристиан Бэйл? То же самое было с Робертом Де Ниро на съемках «Аферы». Он показывает на Кристиана в гриме и спрашивает: «Это кто такой?» Я отвечаю, что это Кристиан Бэйл. Да нет же, продолжает Роберт, вон тот, толстый, кто такой? Да Кристиан Бэйл это, блин! По-моему, это лучший комплимент актеру!»
Но вы, памятуя о заголовке, спросите: а кто ж дал режиссеру совет и какой? Мы уже почти добрались до него! Посмотрите пока трейлер «Аферы по-американски».
Последний монолог Дэвида О. Расселла вызвал у зала аплодисменты — вообще это очень редкое явление, фестивальную прессу особо не пронять. «В моей карьере было две стадии, — начинает режиссер. — Я привозил сюда «Трех королей» в 1999-м, попробовал себя в жанре боевика — я вообще пробовал разные жанры. Потом решил снять метафизический фильм. К сожалению, он не пользовался успехом. А сейчас я вам расскажу, что мне ответил Даррен Аронофски, когда я встретил его после премьеры «Рестлера» и спросил, что с ним происходит, откуда такая пруха. Он ответил: «Я вытащил голову из задницы». Видите ли, в таком положении находятся многие. Вы боитесь, боитесь провала. Боитесь не выдержать давления, пока снимаете кино. И я тогда несколько сбился с пути, разучился рассказывать истории. Это процесс волшебный, должен идти от самого сердца. Потом я развелся, сыну поставили диагноз «маниакально-депрессивный психоз» (заболевание героя Купера в фильме «Мой парень - псих») и нужно было понять, как ему дальше жить, на что ушла куча сил — от поиска школы до понимания, как с ним общаться. В довершение всего я не мог запуститься с фильмом. И тут Сидни Поллак нанял меня адаптировать книгу «Мой парень — псих». О режиссуре тогда речи не шло. Но зато я снял «Бойца», спасибо Марку Уолбергу и Кристиану. И тогда-то я начал продвижение в очень личный мир, где важно, что у тебя в сердце, а не в голове. Тут-то у меня и началась новая стадия. Я хочу снимать кино о людях, которые оступаются, которые пытаются подняться, которые не могут позволить себе быть циниками и вдаряться в негатив. Негатив разъедает изнутри, от него можно буквально умереть. Поэтому я люблю в людях страсть, куда бы она ни была направлена. Таков герой Брэдли в фильме «Мой парень — псих». Мне важно показывать именно таких людей».
Аплодисменты в зале.
«Афера по-американски» выходит в российский прокат 13 февраля.
Источник: Кинопоиск
|