Сначала на роль вдохновителя антигитлеровского заговора графа Клауса фон Штауффенберга планировался другой актер. Но в результате в главные герои пригласили Тома Круза (он же стал и сопродюсером фильма). Вместе с режиссером картины Брайаном Сингером («Люди Икс») они посетили Москву, чтобы представить свое кино, очень ожидаемое во всем мире, вызывавшее массу толков еще в процессе съемок.
В 1944 году полковник фон Штауффенберг, искалеченный в ходе боевых действий в Северной Африке, возвращается в Германию. Он убежден, что подразделения СС и сам Гитлер скомпрометировали немцев в глазах всего мира и соглашается возглавить заговор оппозиционных политиков и военных и лично убить фюрера. После взрыва бомбы, подложенной полковником в одном из штабов Гитлера, его партнеры по заговору должны ввести в действие план «Валькирия», когда-то задуманный фюрером. План, согласно которому специальная резервная армия взяла бы под свой контроль Берлин в случае непредвиденных событий. Взрыв прогремел, но фюрер выжил и почти не пострадал, правда, полковник об этой неудаче не знает. Отданный приказ о введении в действие резервной армии сразу выдает имена заговорщиков. Всех инициаторов переворота арестовывают и расстреливают.
Сама история этого покушения документальна, зритель точно знает — заговор не будет удачным. В этом случае логично ожидать тонкой подачи, и вот с этим у «Валькирии» проблемы. Есть любопытные детали — например, как немецкие телеграфисты и чиновники выходили из ситуации, получая противоположные приказы об арестах от фон Штауффенберга и приказы об аресте самого фон Штауффенберга. Но в основном все печально. Если известно, что герой в Африке потерял глаз, то показать на экране одну лишь черную повязку кажется недостаточным. Поэтому Круз регулярно играется своим съемным глазом — рассматривает его в специальной коробочке, мнет в пальцах, даже подбрасывает в стакан одному из тех, кого намерен привлечь к заговору, вызывая таким способом на приватную беседу в уборную. Новому адъютанту, о котором известно, что он вроде бы из своих, полковник при первой же встрече сообщает, что планирует убить Гитлера, — как у адъютанта насчет того, чтобы поучаствовать в этом мероприятии? И тот с пионерским задором отвечает, что всегда готов. Ну а Гитлер в «Валькирии» изображен настоящим шекспировским монстром: двигается медленно, глядит по-сатанински, а когда готовится что-то сказать, то вокруг него повисает мхатовская пауза.
Именно о том, как будет представлена на экране эта реальная история, спорили в самой Германии. Уполномоченный правительства ФРГ по вопросам культуры Берндт Нойман, например, заявил, что Германия должна благодарить Тома Круза за то, что он улучшит имидж немецкой нации, показав, что противники нацистского режима были. А вот директор мемориального центра немецкого сопротивления Петер Штайнбах заявил, что после просмотра своего отношения не поменял — он ожидал увидеть далекую от исторического контекста историю, так и вышло.
Но интересна уже сама популярность темы нацизма и холокоста в фильмах, вышедших в прокат в США в конце года. «Мальчик в полосатой пижаме», «Чтец», «Воскрешенный Адам», та же «Валькирия», «Вызов»... В Media by Numbers, структуре, которая отслеживает статистику кассовых сборов в США, считают, что дело в сезоне кинопремий. Есть масса примеров того, как фильмы на тему холокоста выходили в конце года и становились фаворитами у оскаровских академиков — «Выбор Софи» получил пять номинаций и одну награду для Мерил Стрип. «Список Шиндлера» был номинирован на двенадцать «Оскаров» и получил семь из них. Может, дело действительно в оскаровском сезоне. Некоторые фильмы, например «Чтец», уже претендуют на эту награду. А какие-то картины просто соберут хорошую кассу. «Операция «Валькирия» наверняка соберет хорошую кассу.
МАРИНА ЛАТЫШЕВА
Источник: РБК-Daily
|