В Берлине открылся 59-й Международный кинофестиваль. Вокруг Потсдамер-плац, главной площади Берлинале, висят афиши фильма "Адмиралъ" - "крупнейшего российского кинопроекта". Но российское кино здесь вовсе не постоянный гость.
Мы уже устали жаловаться: Берлинале давно отказывается брать в основной конкурс российские картины. Многолетний "пролет" мимо одного из ведущих фестивалей мира для национальной кинематографии, бывшей некогда великой содержательно, а теперь являющейся крупной количественно, почти оскорбителен.
Разгадка, однако, проста. Берлинале ценит политизированность и социальную ответственность. А российское кино как раз наоборот - инфантильно-безответственное. Оно любит с головой окунуться в прошлое, попенять ему (например, "Грузом 200" Алексея Балабанова) или всхлипнуть о нем ностальгически (как в "Стилягах" Валерия Тодоровского). С такими пенсионерскими настроениями в Берлин не попадешь...
Однако в этом году у нас, наконец, появился фильм, имеющий прямое отношение к проблемам современности. В Берлине показана картина "Россия-88" режиссера-дебютанта Павла Бардина. Показали ее в рамках "Панорамы" - второй по значимости программы фестиваля. Фильм о российских нацистах ("Известия" подробно рассказали о нем в № 20 от 6 февраля), стилизованный под любительское видео, - нахрапистый по стилистике, бесстрашный по тематике - нашел живейший отклик в молодежной и не менее нахрапистой берлинской среде. Несмотря на то что сеанс был поздним, а берлинский муниципальный транспорт заканчивает работу в час ночи - поезда в метро просто останавливаются как вкопанные, спасибо хоть в тыкву не превращаются - так вот, в час ночи дискуссия по поводу фильма Бардина еще продолжалась.
В тот же день в основном конкурсе показали фильм "Рикки" - хулиганскую выходку Франсуа Озона. Фильм этот - удар в самое сердце такому возвышенному и невыносимо скучному франкоязычному кино, знаменем которого стали братья Дарденн - каннские фавориты и борцы за жестко-социальный кинематограф. Стилизатор и киноаферист Озон со своим "Рикки" просто хохочет им в лицо. Начинается фильм в жестком, непримиримо-безыллюзорном дарденновском духе: фабричный пролетариат, неприглядный секс в цеховом клозете, механическое размножение, случающееся с четой работницы и рабочего.
Из этого логически следует рождение ребенка и не логически - синяки у полугодовалого младенца на спине. Мать - вполне в традициях черно-социального кино - обвиняет отца в побоях. Но из синяков у невинной крошки прорезаются... крылья. Сначала убого-куриные, но потом человек мало-помалу оперяется. И социальная драма, странным образом сохраняя серьезность тона, прогрессирует в сторону истории про летающего под крышей супермаркета мальчика. Не ангела (кто в современной Франции ангел?), а просто малыша с крыльями - политически некорректными, но вполне полезными. Всей этой серьезной, даже несколько мрачной историей Озон высмеивает кино напыщенно-мессианское, возвышенно-фестивальное. Берлин же таким образом явно забивает гол в собственные ворота...
Хотя и сам Берлинале порой демонстрирует веселое хулиганство. Или безответственность - это откуда посмотреть. Например, председатель жюри Тильда Суинтон во всех пресс-релизах фигурирует не как британская, а как шотландская актриса - будто Берлинале подначивает шотландский сепаратизм...
Впереди на Берлинале - откуда ни смотри - картина нашего соотечественника Бориса Хлебникова "Сумасшедшая помощь", участвующая в программе "Форум".
Виктория Белопольская - www.izvestia.ru
Источник: OVideo
|