Чтобы удержаться на плаву, кинопрокатчики экспериментируют с ценами и уходят из торговых центров.
«В кино ходить не перестанут. Вспомните Великую депрессию!» — не сговариваясь, уверяют кинопрокатчики. Но цифры показывают, что в кино все-таки стали ходить меньше. Кризис добрался до кинопрокатчиков в крупных городах — владельцы сетей закрывают кинотеатры в торговых центрах.
Снижение посещаемости подтвердили в сети «Линия кино» (три кинотеатра этой сети находятся в Киеве и один в Ивано-Франковске). Кассовые сборы в сети в январе этого года по сравнению с январем прошлого не снизились, а вот количество проданных билетов оказалось на 10-12% меньше по сравнению с январем прошлого года. В столичных кинотеатрах сети «Одесса кино» (представлена пятью кинотеатрами в Киеве, Одессе и Днепропетровске) продажи билетов снизились на 10%.
Всего же в 2008 году количество зрителей по сравнению с предыдущим годом сократилось на 176 тысяч — до 15,7 миллионов человек, сообщает компания Gemini. Кассовые сборы составили 65 миллионов долларов. Это на 7,6% больше, чем в 2007 году. Но такими результатами прокатчики недовольны. Ведь они ожидали прироста рынка в 20%, исходя из того, что в прошлые годы рынок рос в среднем на 30%.
Доходы съедает аренда и кредиты
Кризис усугубил проблемы прокатчиков. Причина — резко увеличившиеся расходы. Прежде всего это касается арендной платы, которая номинируется в долларах.
В результате в регионах появились первые жертвы кризиса среди мультиплексов (многозальных кинотеатров в торговых центрах). Из одиннадцати кинотеатров сети «Киносистема», которая считается монополистом в Днепропетровске, осталось работать девять. Три кинотеатра на арендованных площадях (два в Днепропетровске и один в Бердянске) владельцы посчитали более выгодным для себя закрыть.
Уход с рынка мелких игроков случался весь прошлый год. То тут, то там в русскоязычных восточных областях закрывались небольшие кинотеатры. Они не смогли играть по новым правилам, которые предусматривают обязательное озвучивание ( дубляж, перевод или субтитрирование) иностранных фильмов на украинский язык.
Разумеется, владельцы киносетей ведут переговоры с руководством торговых центров, но не всегда успешно. «Нам говорят: «Это не наша проблема, что к вам перестали ходить зрители», — рассказывают директора кинотеатров. Несговорчивость арендодателей объясняется тем, что они понимают: владельцу кинотеатра деваться некуда, и он вынужден играть по их правилам. Ведь если в кинотеатр вложено 300 тысяч долларов, то просто так эту махину не закроешь.
Стремительный рост курса доллара стал большой проблемой для многих киносетей еще и потому, что большинство из них должны выплачивать валютные кредиты. Рассчитывая на то, что рынок будет продолжать расти такими же темпами, как в 2007 году (около 40% роста), они ввязывались в мегапроекты, открывая несколько кредитных линий в разных банках на кабальных условиях.
Дистрибьюторам надо платить
Не облегчают жизнь владельцев кинотеатров и их партнеры — дистибьюторы. Напротив, они стали жестко требовать возврата своей 50%-ной доли от кассового сбора за прокатанный фильм и ни о каких отсрочках слышать не хотят. «Вопрос ставится жестко: без оплаты за прокат прошлого фильма нового не будет», — рассказывает Михаил Приймак, директор харьковской сети «Киноцентр».
Кроме того, по оценкам кинопрокатчиков, в украинском прокате фильмов на сегодняшний день вдвое меньше, чем — российском и чем было в докризисные месяцы. Чувствительные к курсу доллара дистрибьюторы теперь тщательнее оценивают потенциал фильма и если считают, что большой кассы фильм не соберет, снимают даже заявленный фильм. Кинопрокатчики считают, что потеряли часть зрителей именно потому, что «стало нечего смотреть».
В харьковской сети кинотеатров «Киноцентр» отмечают, что в январе в 10 раз упали поступления от рекламы. Поскольку переговоры по привлечению новой рекламы оказались безуспешными, руководство сети сфокусировалось на работе с должниками. «Но сумма, которую удалось получить, составляет всего лишь 10% от того, что обычно поступало в докризисные времена», — рассказывает руководитель сети Михаил Приймак.
Эксперименты с ценой: кто-то вверх, кто-то вниз
В кинотеатрах сети «Линия кино» одним из способов борьбы за доходность видят повышение цен на билеты. Цены повысили в начале января: на две гривни в столице. Теперь в киевских кинотеатрах сети минимальная стоимость билета — 15 гривен (утренние сеансы в будние дни), а максимальная — 39 гривен (воскресный вечер). Это не отпугнет зрителей, уверен топ-менеджмент «Линии кино», поскольку повышение старались сделать как можно менее заметным.
А вот в сети кинотеатров «Кинопалац» ценовой регулятор пока включать не собираются. По словам ее руководителя и владельца Богдана Батруха, цены в киевском «Кинопалаце» повышались осенью, после того как там было установлено новое оборудование. Не увеличили цену билетов и в харьковской сети «Киноцентр». В прошлом году здесь также выросли цены — в среднем на 10-15%. Правда, руководитель киносети допускает, что, возможно, ему придется снижать цену, если россияне запустят в Харькове новый семизальный кинотеатр и конкуренция обострится.
Богдан Батрух, дистрибьюторская компания которого B&H Film Distribution является монополистом на украинском рынке, отмечает: «Скорее всего, тотально цены снижаться не будут». Кинотеатры все более активно будут использовать скидочные акции. А Виктория Добровольская считает, что цены могут начать понижать в регионах, прежде всего восточных — ведь там более сложная ситуация с безработицей, чем в столице.
Эти прогнозы уже подтверждают действия самих региональных кинопрокатчиков. Так, акционные цены в донецком кинотеатре «Театр кино имени Шевченко» опустились до уровня 5 гривен. Билеты на первый утренний сеанс в будни продаются по 10 гривен. Кроме того, директор кинотеатра Анатолий Тесля рассказал о таком своем «ноу-хау» — он обращается к предприятиям Донецка с предложением выкупить сеансы, а билетами поощрить сотрудников.
Доходы кинотеатров от дополнительного сервиса — баров, кафе, бильярда и боулинга — тоже серьезно сократились. А это 30% дохода сетей. Правда, в столичных кинотеатрах «Линии кино» и «Одесса кино» падение этих доходов называют несущественным. А вот в Харькове в кинотеатрах «Киноцентра» доходность от деятельности кафе и баров снизилась по сравнению с прошлым годом на 20%. Улучшить ситуацию решили за счет переформатирования заведений — теперь они будут более дешевыми.
Елена Гладских, "Дело"
Источник: МедіаБізнес
|