Его творца Алана Мура именуют Орсоном Уэллсом графического романа. Watchman - единственный комикс, удостоенный «Хьюго» - премии за научно-фантастическое произведение. Единственный из комиксов, вошедший в список «100 лучших англоязычных романов». Российские прокатчики нарекли фильм «Хранители», хотя «Стражи», «Присматривающие» или «Дозорные» ближе к замыслу автора, почерпнувшего идею книги из сатиры Ювенала: «Quis custodiet ipsos custodes?» («Who watches the watchmen?» - «Кто наблюдает за наблюдателями?»)
За права на проект воевали крупнейшие американские киностудии. Снимать фильм намеревались Терри Гиллиам, Даррен Аронофски, Пол Гринграсс. Битву за постановку выиграла Warner Brothers, поставившая на режиссера Зака Снайдера, уже отцифровавшего древнегреческую битву («300 спартанцев»). Первоначальный кастинг предполагал мега-звед: Шварцнеггра, Киану Ривза, Тома Круза.
В итоге бюджет более чем в 120 миллионов долларов… и ни одной замыленной кинозвезды. Да и поверишь ли в существование сверхчеловека, если у него лицо Круза и бицепсы Шварцнегерра. Благодаря усилиям Снайдера фильм обзавелся жестким рейтингом «R», запрещающим вход подросткам. «Хранители» - взрослое, брутальное, не фильтрованное Голливудом, саркастическое кино. Такое же как мрачный первоисточник язвительного и скандального британца Мура. Многослойный пирог, рассчитанный как на пожирателей боевитого кинопопкорна, так и на эстетов, считывающих пародийные цитаты и отсылки к киноклассике.
Любимые друзья Зака Снайдера - голубые экраны. На их фоне он снимал и новейшую историю супер-героев, а потом телепортировал действие в пространство американского ретро, в неоглядные белые поля Антарктиды, в захватывающие дали марсианских пейзажей. Для Снайдера не существует запретов. Его фильм – технологический прорыв в мировой киноиндустрии. Но компьютер полностью подчинен авторской задаче: превратить фантастическое в живую натуру действительности.
Кинематограф набил оскомину на комиксе. Супермены экрану опротивели, хотя ненасытным фанам новых бэтменов и человеческих пауков с повышенной летучестью хоть каждый месяц подавай. По мнению Снайдера, зрелищный кинематограф созрел для воплощения революционных свершений Мура и его соавтора художника Дэйва Гиббонса. Хватит сладкой ваты, супермены Зака хватают зрителя за шкирку в первых кадрах, и бросают в темные воды муровской фантазии. Здесь открывается бездна обратной стороны попсовой жизни супергероев. Фильм - микст фантастики, триллера, психологической драмы и сатиры.
Все начинается с убийства Комедианта, одного из харизматичнейших и беспринципнейших членов «братства». Полицейские подозревают советских шпионов в гибели нью-йоркского пенсионера, некогда работавшего на правительство. Но товарищ Комедианта Роршаха, от лица которого ведется рассказ, догадывается: на сверхгероев началась тотальная охота. Впрочем, лица-то у Роршаха нет. Вместо него тряпочная маска с растекающимися в минуты напряжения чернильными пятнами. Роршах собирает разбредшихся по миру и обыденной жизни товарищей, пытаясь распутать нить заговора, связанного с прошлым «лиги героев», направленного против человечества.
В пересказе сюжет напоминает средней руки рисованный боевичок. Но вопреки законам комиксов, авторы создают на экране мир, максимально приближенный к действительности. Действительность оказывается столь омерзительной, что без супергероев, ну, никак не обойтись. Действие разворачивается в альтернативной мировой истории, с одним нюансом. В диалектическом столкновении необходимого и случайного, роль «случая» достойно играют Сверхлюди, вынужденные вмешиваться в текущие и грядущие события. Герои в масках действуют рядом с реальными политическими персонажами, окарикатуренными Никсоном и Киссинджерем. Герои в масках используются в качестве тайного оружия. Почему США – супердежава? Да потому, что среди ее граждан есть сверхгерои. Благодаря им, и, прежде всего, синеватому Доктору Манхеттену – божественному Гулливеру с третьим глазом, возвышающемуся над толпой - Америка победила Вьетнам. Это люди в масках буквально схватили за руку «злобного Киссинджера», отдающего команду заправить бомбардировщики и приготовиться к атаке на русских… Они же спасли Никсона от Уотергейтского скандала, предотвратили войну с СССР. Окрыленный успехом Никсон назвал себя бессменным президентом, и теперь деятельность «геройской касты» приравнена к диссидентству. Богатырям рекомендовано переодеться в «штатское», став простыми смертными. Но если планета зависает над пропастью Судного дня, и до ядерной войны остается пять минут... в бой идут одни супермены. Впрочем, фантастика и в реальности давно срослась с политикой.
У каждого из богато костюмированных, превративших в поп-звезд героев – своя непростая биография и колоритный характер. Мрачный. Роршах - беспощадный враг преступников. Властелин мира доктор Манхэттен (Билли Крудап)– в прошлом рядовой физик Остерман, после сверхдозы облучения распавшийся на атомы. Никто и не надеялся, что он настолько «соберется»: рассыпанные молекулы бренного тела воссияют синим обликом бессмертного Духа. И что бы делало человечество без его умения разрушать ядерные боеголовки в воздухе?
Комедиант (Дин Морган) геройствует подобно «Капитан Америка», но циничен и жесток сверх меры. Может не только убить, но и…поднять руку на женщину. Озимандиас (Мэтью Гуд) – один из мудрейших в мире. Держит нос по ветру. Предчувствуя трудные для супергероев времена, из таланта и популярности сколотил многомиллионное состояние.
Чем отличаются «Хранители» от собратьев по суперменовскому разуму? Они избавлены от комиксовой плоскостности. Обрели объем. Сложность. Подобно доктору Манхэттену рисованные молекулы складываются в противоречивые, страдающие, мучающиеся сомнениями характеры. На первом плане мифа о «Хранителях» оказываются не действия – психология героев. А приставка «супер» означает лишь укрупнение. Оказывается, сверхспособности - не панацея для взаимной любви. И ответственность за поступки, влияющие на жизнь государств и отдельных людей - неподъемна. И с обычными людьми отношения строить сложнее. И внутри самого «братства» все так запутано. И большое сердце супергероя уязвимей. Кто выдержит подобную нагрузку? И сколько можно спасать этот мир, который норовит себя убить? Не лучше ли махнуть в долгосрочный отпуск на Марс?
Снайдер вслед за Мором и Гиббонсом создает на экране по-свифтовски мрачный плотный мир, материализованный в тысяче бытовых подробностей и реальных проблемах. К теме мировому терроризма приплюсована проблема ресурсов. Супергерои полагают: ископаемые, нефть урановая труда – наркотики, а их продавцы – наркоторговцы. Если ресурсы станут несметными, войны закончатся. И если в ближайшее время проблема альтернативной энергии решится – знайте: это дело рук суперменов.
Мир «Хранителей» одушевлен авторской иронией. «Сверхчеловек существует. И он – американец!». На голой планете голые Адам и Ева. За их «поцелуем в диафрагму» разрастается ядерный гриб. Но объятие… уже скелетов продолжается. А вот полыхает вьетнамская война… На бранное поле всходит синий доктор Манхэттен. Фигурки узкоглазых противников разлетаются в пыль. Естественно под музыку из «Апокалипсиса» (вагнеровские «Валькирии» теперь неотделимы от фильма Копполы). Зак с восхитительной свободой складывает мозаику из оригинальной музыки и популярнейших хитов Боба Дилана, Дженис Джоплин, Джима Хендрикса, Саймона и Гарфанкела и в финале… моцартовского «Реквиема».
Моральная дилемма, стоящая перед «героями», неразрешима, не оттого ли братство распадается? Они хотели сделать мир лучше, не зная провидческих слов Черномырдина. Поэтому и согласились на убийство каких-нибудь 15 миллионов, чтобы сохранить миллиарды. Воистину суперменская статистика. Что ж, и супергерои ошибаются, только в особо крупных размерах. И «маски» плачут: «Я покидаю эту галактику, найду себе что-нибудь попроще…».
Режиссер Зак Снайдер приготовил непростое испытание для зрителя. Дело не в распиленных и сожженных заживо. Зрителю зрелищного кино придется самостоятельно, без авторских подсказок, оправдывать или обвинять героев, основываясь на собственных моральных принципах. Зритель к этому не привык.
Скорей всего, среди легионов многомиллионной публики не удастся рассмотреть капризного создателя Watchmen Алана Мура, уже заявившего: «Не пойду смотреть эту картину. Моя история - комикс, а не роман и не фильм. История, которая могла быть рассказана только одним способом. И воспринимать ее нужно только как комикс, который читаешь, сидя в уютном кресле у камина с чашкой горячего кофе под рукой».
Лариса Малюкова - www.novayagazeta.ru
Источник: OVideo
|