Ветераны фестивального движения пророчат: нынешний фестиваль будет особенным, эпохальным, историческим. Никогда еще в послевоенную эру индустрия массового кинематографа не находилась в таком тяжком кризисе, и никогда еще искусство кино не подвергалось такому суровому испытанию.
По мнению президента фестиваля Жиля Жакоба, речь сегодня идет о выживании авторского кино, и Канн должен стать ристалищем, где за двенадцать жарких дней рыцари чистого искусства докажут миру, что их еще рано хоронить.
"С разных сторон, особенно от англо-саксов, раздаются голоса, что авторское кино уже умерло, и что существует только предметное кино", - замечает Жиль Жакоб в своем послании к фестивалю.
"Они утверждают, что наше кино никто не смотрит, а значит, оно находится на грани вымирания, и что сегодня в авторском кино выживают только несколько второстепенных, зависящих от госфинансирования имитаторов. Если бы Абель Ганс был сегодня в живых, он бы занялся комиксами. Фриц Ланг, Пабст и Дрейер делали бы компьютерные игры, а Орсон Уэллс вновь взялся бы за радио-постановку "Войны миров", - иронизирует над критиками независимого киноискусства президент Каннского фестиваля.
Жакоб предлагает свою трактовку текущего момента в мировом арт-хаусе: авторское кино вовсе не умирает, но просто вступает в следующую фазу развития и обживает новые территории.
Пресс времени
Теперь, как замечает Жакоб, чтобы посмотреть кино новой волны или почувствовать на экране "дух Росселини", нужно ехать не в Париж и Рим, а в Бухарест или Пекин.
"Неужели пресс времени выдавил всю жизнь из западного кино? Неужели западноевропейский кинематограф выдохся, испугавшись тени своей собственной долгой истории?" - риторически вопрошает Жакоб.
Из 20 картин, приглашенных в главный конкурс фестиваля, жюри которого возглавляет Изабель Юппер, 12 сняты западно-европейскими режиссерами. Еще три конкурсных ленты ("Яркая звезда" новозеландки Джейн Кэмпион, "Лицо" малазийца Цай Мин-Ляна и "Оставшееся время" палестинца Элии Сулеймана) сделаны на европейские деньги.
Даже каннским старожилам нелегко припомнить, когда в последний раз они видели на бульваре Круазетт такое количество суперзвезд европейской режиссуры, и когда главный фестиваль мира уделял такое пристальное внимание кинематографу Старого Света.
Президент Международной Ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов назвал программу предстоящего 62-ого Каннского фестиваля лучшей за полвека.
От "волны" до "догмы"
Ален Рене, 87-летний французский классик, полвека назад начавший ту самую «новую волну» в кино, энергию которой, по мнению Жакоба, сейчас легче ощутить в Пекине или Телль-Авиве, участвует в борьбе за Пальмовую ветвь в седьмой раз. Автор хрестоматийного шедевра "Хиросима, любовь моя" и еще трех дюжин фильмов везет на Круазетт мелодраму "Дикая трава" с участием звезд среднего возраста - Андре Дюссолье, Матье Амальрика, Эммануэль Дево, Сабин Азема.
Фильм Рене, экранизация романа Кристиана Гайи "Происшествие", рассказывает историю любви, выросшую из банального совпадения - Жорж (Дюссолье) случайно находит сумку, которую потеряла Маргэрит (Азема). По словам Алана Рене, в романе Гайи запечатлено психологическое состояние "желания желания".
"Это желание зарождается в Жорже буквально из ничего, еще до того, как он встречает Маргэрит или просто говорит с ней по телефону", - говорит Ален Рене. "Название "Сорная трава", мне кажется, подходит к моим персонажам, которые повинуются иррациональным порывам, как семена, прорастающие сквозь трещины в городском асфальте", - рассказывает режиссер.
Ларс фон Триер, изобретатель "Догмы" - самого концептуального течения в независимом европейском кинематографе 1990-ых, везет в Канн драму "Антихрист".
Шарлотта Рэмплинг и Виллем Дефо играют семейную пару, потерявшую ребенка. В поисках уединения скорбящие родители удаляются в лесной коттедж, где творятся вещи, которые, по прогнозам уже посмотревших фильм критиков, должны повергнуть фестиваль в ужас.
Харизматичный и не терпящий журналистов датчанин, никогда, как известно, не покидавший пределов Европы из-за страха полетов на самолете, в восьмой раз претендует на Пальмовую ветвь. В 2000 году лента "Танцующая в темноте" с Бьорк в главной роли произвела фурор на Круазетт и получила заслуженную награду.
Эрик Кантона - кинозвезда
Великобритания представлена в конкурсе тремя фильмами. Патриарх английского реализма и певец пролетарских будней Кен Лоуч, чей проирландсдкий "Ветер, который колышет вереск" получил каннское золото три года назад, выбрал тему, священную для любого англичанина: футбол.
Десятая по счету картина Лоуча, претендующая на Пальмовую ветвь, называется "В поисках Эрика" и рассказывает историю простого английского почтальона и футбольного фаната, которому выпадает счастье встречи с самим Эриком Кантона.
Участие скандально-легендарного бывшего нападающего "Манчестер юнайтед" в картине Лоуча гарантирует фильму культовый статус еще до премьеры. Эрик Кантона вместе с Кеном Лоучем представят фильм на Круазетт, что, вероятно, впишет новую страницу в историю англо-французской дружбы.
Надежда британской режиссуры, Андреа Арнолд, чья дебютная лента "Красная дорога" была отмечена призом жюри в Канне в 2006 году, участвует в конкурсе с фильмом "Аквариум". Еще один британский претендент на Пальмовую ветвь - картина Джейн Кэмпион "Яркая звезда".
Кэмпион, единственная в истории женщина-режиссер, завоевавшая Пальмовую ветвь за фильм "Пианино" (1993), сняла костюмную драму о любви Джона Китса и Фанни Броун. В роли роковой возлюбленной Китса, страсть к которой стала для поэта-романтика напастью хуже чахотки, снялась молодая австралийская актриса Абби Корниш.
Ожидается, что вскоре после премьеры в Канне австрало-британская "Яркая звезда" выйдет в широкий международный прокат.
Среди других европейских титанов, претендующих на Золотую Пальмовую ветвь: Педро Альмодовар с "Разомкнутыми объятьями", Михаэль Ханеке с "Белой лентой", Марко Беллоккьо с картиной "Победить".
Америка в конкурсе, а Россия - в "Особом взгляде"
Американское присутствие на Круазетт будет достаточно скромным. Известно, что Фрэнсис Форд Коппола планировал представить в конкурсе фильм "Тетро", однако руководство фестиваля предложило пятикратному лауреату "Оскара" место лишь в параллельном конкурсе "Особый взгляд". Коппола отказался.
Зато в главном конкурсе, по традиции, участвует Квентин Тарантино с фильмом о приключениях американских солдат в оккупированной фашистами Франции. Главную роль в тарантиновских "Бесславных ублюдках" сыграл Брэд Питт.
Российский кинематограф представлен в официальной программе Каннского фестиваля 2009 года фильмом Павла Лунгина "Царь" (с Петром Мамоновым в роли Ивана Грозного и Олегом Янковским в роли митрополита Филиппа) и "Сказкой про темноту" Николая Хомерики.
Оба фильма участвуют в параллельном конкурсе "Особый взгляд". Известный в узких кругах молодой московский режиссер Николай Хомерики, выпускник парижской киношколы La Femis, поедет в Канн в третий раз: в 2005 году его короткометражка "Вдвоем" получила приз жюри Cinefondation, а в 2006 году психологическая драма "977" участвовала в "Особом взгляде".
Каннский фестиваль, как замечает главный редактор журнала Screen International Конор Дигнам, продолжает "волновать воображение" мирового сообщества, а это необходимо для придания киноиндустрии нового импульса.
"В этом году нам, как никогда, нужен уверенный в себе Каннский фестиваль. Ну и, конечно же, подтверждение того, что вспышка свиного гриппа погашена. Будем надеяться, что мы получим и то и другое", - рассуждает накануне открытия фестиваля главный редактор журнала Screen International.
Мария Бейкер - BBC Russian
Источник: МедіаБізнес
|