Факт, что Интернет в Украине в последние годы является одним из самых динамично развивающихся бизнесов, во всех аспектах, начиная с провайдинга и заканчивая электронной коммерцией. Даже в условиях кризиса здесь не наблюдается минусовых падений. Рост, конечно, не такой динамичный, как ранее, когда рынок ежегодно в некоторых сегментах удваивался, но все-таки рост продолжается. Это на фоне падения “в минус” других рынков, конечно же, дает лучшие предпосылки для дальнейшего развития. Тем не менее, в последнее время начали происходить некоторые движения, которые смогут свести развитие интернет-рынка в Украине практически “на нет”.
В данном материале достаточно часто будет использоваться выражение “украинский Интернет” – будем обобщать это достаточно емкое определение в такой термин, прекрасно понимая, что Интернет – он, в общем-то, один и без каких-либо государственных границ, но украинский рынок интернет-услуг все-таки имеет свои формальные ограничения с точки зрение налогов, законов и многих прочих факторов.
Отсутствие эффективного регулирования
Регулирующим органом на рынке связи Украины является Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС), которая была создана в августе 2004 г. Функции и полномочия НКРС достаточно широкие для того, чтобы регулировать рынок. В частности, в функции НКРС входит возможность тарифного регулирования в отрасли связи.
Несмотря на свое относительно давнее существование, многочисленные приказы и решения, по оценкам многих экспертов, реальную деятельность по регулированию рынка НКРС начал только в этом году. При этом у многих экспертов присутствуют достаточно острые вопросы и претензии по поводу того, как работает НКРС.
Так, например, председатель правления Интернет Ассоциации Украины Татьяна Попова в интервью АИН отмечала, что последние законодательные инициативы НКРС направлены не на либерализацию и развитие рынка, а на еще большее жесткое “зарегулирование”.
Благодаря усилиям профильных рыночных объединений в этом году уже не прошли поправки, разработанные НКРС к закону “О телекоммуникациях”, которые с одной стороны ужесточали разрешительную систему для входа и работу на рынке связи в Украине, а с другой – предусматривали введение 3% налогового сбора в “фонд универсальных услуг”.
Эти инициативы не прошли, но рынок очень настораживает продолжение попыток законодательного и нормативного движения в сторону разработки более жестких условий работы на рынке и попыток введения каких-то дополнительных налогов и сборов.
Настороженность вызывает и позиция НКРС по вопросам регулирования тарифов, когда, с одной стороны, чиновниками говорится о том, что этот государственный орган регулирования не имеет эффективных рычагов влияния на такую компанию, как “Укртелеком”. Но в то же время частным операторам НКРС дает чуть ли не прямые указания, как им работать и какие тарифы устанавливать.
Последние эпизоды:
- вопрос с новыми тарифами “Укртелекома” на услуги по бронированию, доступу и использованию места в канале кабельной канализации, когда “Укртелеком” в одностороннем порядке в середине года поднял тарифы в среднем в 6-8 раз.
- запрет НКРС на тарифы услуг мобильной связи в размере 0,00 грн за тарифную единицу услуги, что можно скорее определить маркетинговым решением бизнеса, нежели “введением пользователей в заблуждение”.
Эти два эпизода на данный момент являются актуальными, и по ним можно достаточно хорошо проследить принципиальность и эффективность регулирования рынка со стороны НКРС. Одно лишь поднятие тарифов “Укртелекома” на услуги кабельной канализации может значительно увеличить цены на услуги интернет-провайдеров для конечных потребителей. Возможно, не в 6-8 раз, но поднятие цен на Интернет у частных провайдеров в 2-3 раза с начала следующего года расценивается как вполне вероятное событие.
Перспективы роста цен
В прошлом году объем рынка передачи компьютерных данных, по данным Госкомстата Украины, составил 2,4 млрд грн (в том числе Интернет – 2 млрд грн). При этом рост по финансовым показателям за 2008 г. по сравнению с предыдущим годом составил около 50%.
По оценкам Украинской ассоциации интернет-рекламы, на конец 2008 г. в Украине насчитывалось чуть больше 7 млн пользователей Интернета. При этом рост количества пользователей Интернета в 2008 г. составил порядка 30% (на начало 2008 г. насчитывалось около 5,5 млн пользователей).
Если произвести грубые математические подсчеты, то в прошлом году каждый пользователь Интернета потратил на услуги доступа к Сети в среднем около 300 грн в год. Повышение тарифов может привести к увеличению этих трат со стороны конечного потребителя до 1000 грн и больше в год. В общем-то, цифры могут показаться и не такими страшными, но в условиях становления и развития рынка этот фактор при наличии общекризисных экономических явлений может стать решающим и оказать крайне негативное последствие на последующую динамику роста. В том числе и на финансовые показатели, как конкретных компаний, так и общерыночных.
Динамика прироста количества пользователей в этом году уже существенно отличается от прошлогодней. Если за прошлый года количество пользователей Интернета в Украине выросло чуть больше, чем на 1,5 млн, то за 5 месяцев этого года прирост составил всего лишь 300 тыс. Рост, конечно, продолжается, и, по мнению многих экспертов, до насыщения интернет-рынку в Украине еще далеко. Но если раньше звучали оценки 2-3 года, то сейчас уже приходится слышать более пессимистичные прогнозы, и в случае развития более негативных сценариев эти сроки могут быть пересмотрены в перспективе на 5-7 лет.
Наверное, не стоит говорить о том, каким важным фактором является время в нынешнем веке информационных технологий. Особенно, когда это время определяет период достижения точки оптимального внедрения новых технологий в общество и в экономику. По большому счету, удаление этой точки для Украины с каждым годом уменьшает конкурентоспособность страны и национальной экономики.
“Занятные” законодательные инициативы
Уже упоминалась инициатива НКРС по правкам в закон “О телекоммуникациях”. Эти правки не прошли. Но в базе актуальных законопроектов присутствует еще несколько документов, которые могут оказать весьма жесткое влияние на развитие украинского Интернета.
Так, 25 мая 2009 г. был зарегистрирован под номером 3271 законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины (по поводу противодействия распространения детской порнографии), автором которого является депутат Павел Унгурян (БЮТ). По оценке Татьяны Поповой, данный законопроект в нынешней редакции может дать государственным органам реальный инструмент для ограничения свободного получения и передачи информации. Г-жа Попова уверена, что “этот законопроект очень удобен для борьбы с какими-то неугодными личностями и интернет-ресурсами”.
3 июля 2009 г. в Верховной Раде зарегистрирована еще одна “замечательная” законодательная инициатива депутата Сергея Терехина (БЮТ) о введении общегосударственного сбора на развитие театрального искусства и кинематографии Украины. В данном проекте предполагается введение нового налогового сбора в размере 1% на передачу каждого байта в локальных и глобальных сетях. А кроме этого, предлагается введение ограничения на работу рынка – компании и частные предприниматели, работающие по упрощенной схеме налогообложения или же платящие единый налог, в соответствии с этим проектом, не смогут заниматься деятельностью по передаче данных в компьютерных сетях.
По мнению многих экспертов, к счастью, прохождение этих законопроектов очень маловероятно. Но их наличие и появление все новых, опять-таки, настораживает.
Общая суть всех описанных проектов: введение новых ограничений и введение новых сборов. И продолжающиеся попытки их введения через разнообразные законопроекты не могут быть оценены позитивно, ведь, в общем, они предполагают реализацию определенных сдерживающих факторов для развития рынка.
Приватизация “Укртелекома”
Один из актуальных факторов, которые влияют на многие актуальные движения на рынке связи в целом и Интернета в частности, – вопрос приватизации “Укртелекома”.
Этот вопрос, конечно, интересный. Закон об особенностях приватизации монополиста на рынке связи Украины был принят еще в 2000 г., правда, в 2005 г. этот закон был отменен. И каждый год в той или иной степени поднимаются определенной высоты информационные волны, связанные с возможной или невозможной приватизацией этого предприятия. “Укртелеком” то вносится в списки на первоочередную приватизацию, то выносится из этих списков. Часто – вперед ногами. Поскольку, с одной стороны, есть экономический фактор, когда просто вырученная от этой приватизации сумма не кажется адекватной. И каждый год происходит достаточно много действий по увеличению цены и капитализации “Укртелекома”, что, в общем-то, – нормальное движение, когда оно не происходит за счет прессинга на весь остальной рынок.
Достаточно вспомнить тему лицензии на пользование радиочастотным ресурсом под мобильную связь третьего поколения (3G) в стандарте UMTS/HSDPA. Единственным обладателем такой лицензии в Украине с 2005 г. является “Укртелеком”, хотя практически все операторы мобильной связи также уже давно подали свои заявки на получение аналогичной лицензии. Но пока НКРС не удовлетворяет эти заявки, ссылаясь на противодействие Министерства обороны, которое периодически повышает стоимость конверсии необходимого радиочастотного диапазона.
Существует мнение, что пока “Укртелеком” не будет приватизирован, выдача новых лицензий происходить не будет, поскольку это может значительно уменьшить конкурентное преимущество, а соответственно, и цену “Укртелекома”.
С другой стороны, эта приватизация – вопрос еще и политический. Как говорят революционные догмы, сначала надо “брать вокзалы, почту и телеграф”. И с этой точки зрения – кто владеет “Укртелекомом”, у того и все рычаги для определенного контроля над всем, что передается через основные каналы передачи информации.
И, как показывает опыт, перед выборами “Укртелекому” приватизация не грозит. Т. е. есть еще какое-то время для наращивания капитала.
Еще в 2000 г. на многочисленных конференциях и круглых столах большинство украинских и иностранных экспертов отмечали, что без приватизации “Укртелекома” говорить о какой-либо либерализации на рынке связи в Украине можно будет лишь условно.
Собственно, многочисленные случаи, в том числе и упомянутые выше, этот тезис лишь подтверждают. И все-таки, по мнению многих экспертов, почти десятилетняя эпопея с приватизацией “Укртелекома” вряд ли закончится в ближайшее время. Прогнозы и оценки здесь больше пессимистичные.
Поэтому дамоклов меч одиозных решений “Укртелекома”, которые часто могут быть направлены против частного сектора на рынке, будет продолжать висеть. И этот фактор также нельзя назвать позитивным.
Тут, правда, можно отметить, что по денежным оборотам весь “Укртелеком” – это как три или даже четыре рынка Интернета в Украине. В прошлом году “Укртелеком” предоставил услуг на сумму 7,8 млрд грн. Напомним, что общий доход от предоставления услуг Интернета в Украине составил чуть больше 2 млрд грн.
Наверное, поэтому ни для государственных чиновников, ни для народных депутатов, ни для многих остальных интересы частного рынка не столь важны, как интересы “Укртелекома”.
Собственно, это было бы логично, если не забывать о важности развития. Ведь если в прошлом году рынок предоставления услуг Интернета вырос на 50%, то доходы “Укртелекома” уменьшились на 170 млн грн. И на вопрос, что важнее – развитие рынка и технологий или же усиление доминирования одной компании, – на рынке можно дать тоже очень логичный и правильный ответ.
Подводя итоги, хотелось бы в первую очередь определить наличие множества негативных тенденций, которые не только не стимулируют развитие новых технологий в Украине, но и, наоборот, являются сдерживающим фактором.
Не исключено, что свое влияние на эти тенденции оказывает несколько сельско-бухгалтерский подход, который можно определить тезисом: если все остальные рынки падают, а есть рынок, который пусть не так динамично, как раньше, но продолжает расти, то что нужно сделать? Правильно: привести все к единому знаменателю и за счет роста чего-то компенсировать падение других.
При этом совершенно не берется во внимание то, что, пусть не вкладываясь особо как-то, но хотя бы не ограничивая рост информационных технологий, новых коммуникаций, можно иметь шансы для скорейшего выхода из того системного кризиса, в который чем дальше, тем больше скатывается украинская экономика.
В представленном материале изложена авторская позиция лишь с одной стороны. Но и в этом случае материал получился достаточно большим. АИН предлагает дискуссию по поднятым в материале проблемам развития украинского Интернета и готов предоставить свою информационную площадку для изложения мнений разных сторон.
Источник: ain.ua
|