Заявленные цели ассоциации — стандартизация и продвижение услуг triple play (интернет, телевидение, телефония), а также законодательная поддержка деятельности операторов связи. Кроме того, организаторы намерены минимизировать свои расходы за счет объединения локальных ресурсов, совместной аренды магистральных каналов у «Ростелекома», создания единого юридического департамента. Только экономия от объединения каналов может составить более 50%. В дополнение к этому, ГКС „Россвязьтехнологии“ будет заниматься реализацией глобальных проектов с объединенным бюджетом.
Так как одним из первых идею о подобном объединении на конференции региональных операторов связи «КРОС» под Екатеринбургом озвучил генеральный директор компании «Уфанет» Искандар Бахтияров, то мы попросили прокомментировать эту ситуацию.
– Почему вы приняли решение вступить в эту ассоциацию? Не поздно ли создавать ассоциацию именно сейчас, когда на рынок стали активно выходить «федералы»? – Нет, не поздно. Необходимость создания ассоциации очевидна, это и в интересах операторов связи, и общества. Сейчас надо переходить от конкуренции к сотрудничеству, от борьбы за долю рынка к совместной работе по расширению отрасли. Посмотрите на рынок связи России – в последние пять-десять лет возникло большое количество новых игроков. Это так называемые «альтернативные» операторы, у них много достоинств. Но есть и недостатки, в основном они не умеют смотреть на несколько лет вперед и видеть ситуацию за рамками своего предприятия. Неумение и нежелание взглянуть шире и дальше – это от молодости, от недостатка управленческого опыта – «детская болезнь левизны в капитализме». Это приводит к тому, при ухудшении ситуации этим компаниям сложно найти выход. В результате происходит массовая скупка «альтернативщиков» федеральными сетями. Но сейчас ситуация меняется – у небольших компаний появился опыт. Кроме того, рынок подходит к исчерпаемости, конкуренция нарастает, кризис крепчает, не все федеральные сети имеют денег на массовые покупки. Конечно, многие небольшие операторы уже скуплены, но те, что остались, обладают самым большим потенциалом. В первую очередь инновационным. Поэтому объединение в ассоциацию так важно.
– Насколько некоммерческое партнерство «Россвязьтехнологии» сможет минимизировать издержки трех провайдеров? Будет ли ассоциация пытаться лоббировать интересы операторов связи на законодательном уровне? – Ассоциация дает компаниям важную возможность – совместную законотворческую и лоббистскую деятельность. Совершенно справедливо принято ругать наше несовершенное государство, но почему-то мало у кого возникает мысль самим заняться его усовершенствованием. Понятно, что нет навыков, но рано или поздно надо начать это делать. Иначе надо уезжать из страны. Как известно, спасение утопающих в первую очередь дело самих утопающих. Некоторые федеральные сети обладают большим административным ресурсом и используют его для победы над «альтернативщиками». Обычно так происходит, если рыночные методы не помогают конкурировать с лидерами регионального рынка, а федеральная сеть не имеет никаких перспектив для победы в честной борьбе. В этой ситуации региональным операторам тоже нужно сотрудничать и поддерживать друг друга. В работе нам нужно сотрудничать со многими организациями: жилищниками, магистральными операторами, Связьинвестом, властными структурами, федеральными сетями. Но в ассоциации это делать гораздо легче и эффективнее. Чтобы с ними сотрудничать, надо чтобы тебя уважали или хотя бы с тобой считались.
– Расскажите о проблемах, которые существуют в отрасли? Какие задачи должны сегодня решать провайдеры в первую очередь? Что вы делаете в этом направлении? – Российское общество заинтересовано в появлении новых услуг связи, операторы заинтересованы в расширении рынка, потому что старый скоро исчерпается. Для этого необходимы инновации. Традиционные операторы и федеральные сети связи малоспособны к инновационному развитию. Но в то же время там работает очень много интересных и даже талантливых специалистов и менеджеров. Почему так происходит? Во-первых, федеральные компании большие, но их число мало. А решения принимаются один раз в центре на всю сеть. Поэтому количество попыток поиска новых решений очень небольшое для всего количества «федералов». Пять федеральных компаний делают тоже количество попыток инновационных решений, что и пять «альтернативщиков». Во-вторых, жесткая иерархия и границы между службами приводят к разрыву связей между продавцами и технарями, между вкладом и наградой, между возникновением идеи и ее реализацией. В-третьих, федеральные сети ориентированы на IPO в заграничных биржах и поэтому ориентируются на заправил с Уолл-Стрит. А там любят проверенные решения (видимо проверенные небольшими компаниями) и понятных им людей (предсказуемых и банальных). В результате принимаются проверенные, но давно устаревшие технические и управленческие решения. Потом, с помощью щедрых финансовых вливаний и административного давления, эти решения проталкиваются на рынок. На мой взгляд, единственный источник инновационного развития – маленькие компании или большие, но сохранившие дух маленьких, компании. Небольшие операторы имеют мало человеческих и финансовых ресурсов для разработки, поддержки и распространения новых прорывных технологий связи. Объединение усилий, ресурсов, обмен ими увеличит их инновационные возможности. Поэтому мы решили создать ассоциацию операторов связи, для сотрудничества и взаимопомощи друг другу. Это некоммерческое партнерство создано в интересах операторов связи, наших клиентов и всего российского общества.
– Равнозначное ли это партнерство? Не будет ли в «Россвязьтехнологии» кого-то «главного»? Как будут решаться оргвопросы и вопросы управления в ассоциации? – Мы хотим активного участия членов нашей ассоциации в ее деятельности. Равнодушные и пассивные нам не нужны. Влияние и авторитет в «Россвязьтехнологиях» будет зависеть не от «регалий», а от количества идей, вклада в развитие и достижение целей ассоциации. Как она будет конкретно управляться пока не понятно, но принципы очевидны. Механизмы управления будут обсуждаться, приниматься и дорабатываться на встречах ассоциации. Пусть мы будем расти медленно, но все будут «живые», не только потребители, но и строители. Планируется создание единого информационного банка технических, маркетинговых и управленческих решений, которыми смогут пользоваться все члены ассоциации безвозмездно, но и вкладываться туда будут по такому же принципу.
– Планируется ли принятие новых членов в ассоциацию? – Три учредителя ассоциации компании обладают интересным опытом, нам есть что положить в эту копилку опыта и идей. И мы приглашаем к сотрудничеству новые компании. В сентябре мы планируем провести небольшое собрание среди альтернативных операторов Урала и Поволжья, чтобы обсудить дальнейшее направление развития «Россвязьтехнологий».
– Насколько высока в регионе конкуренция между интернет-провайдерами? – В Башкортостане есть несколько основных игроков. Во-первых, это ОАО «Башинформсвязь», среди их услуг – ADS, кабельное телевидение, плюс они контролируют 99,9% всего рынка телефонии. Во-вторых, ОАО «Кристалл» - они первыми стали подключать население в Башкортостане к кабельному телевидению. Еще среди операторов можно выделить Билайн, Yota, МТС и некоторые другие. ОАО «Уфанет» работает не только на территории Башкортостана, но и Оренбуржья. Там мы конкурируем с Р-Телекомом. С приходом федеральных операторов резко возросли для клиентов скорости предоставления безлимитных тарифов. Но, с другой стороны, магистральные операторы увеличили скорости и для нас. Поэтому значительного перераспределения рынка не произошло. Просто упали цены, но не объемы. Например, Билайн в Уфе, как и в других городах, резко уронил цены и повысил скорости безлимитных тарифов. Остальным операторам Уфы пришлось сделать также. Хорошо, что и магистральные операторы опустили свои цены на каналы для нас. В ином случае мы могли попасть в сложное положение.
– Вашу компанию несомненно можно отнести к «альтернативщикам». Как вы конкурируете с федеральными операторами? Каких усилий стоит такая борьба? – «Федералы» бьют по площадям с помощью цен и массированной рекламы, финансовых и административных ресурсов. Региональные операторы хотят жить, поэтому крутятся, как могут. «Уфанет» идет по пути улучшения сервиса и сплоченности компании. Сейчас у нас около 150 тысяч абонентов интернета, столько же у кабельного телевидения, 15 тысяч – у цифрового телевидения и пять тысяч абонентов телефонии. Результаты конкуренции положительные для нас в основном за счет того, что у нас хороший сервис. Этого мы добиваемся за счет постоянного обучения персонала. Хотя и наш сервис нуждается в совершенствовании. Чем мы сейчас и занимаемся. Нельзя расслабляться, когда в Уфе действуют федеральные операторы. Вообще, какие-то правильные вещи начинаешь понимать, когда начинаются трудности. Важен вектор приложения усилий. В свое время мы, как и большинство операторов, слишком увлеклись ростом вширь, а надо расти экстенсивно.
– Уфа стала третьи городом в России, где появилась компания Yota. Как изменился рынок в связи с приходом этого оператора, как это отразилось на вас? – Yota предоставляет услугу Mobile WiMAX все лето бесплатно и собирается осенью это продолжать. Конечно, это сказывается на наших доходах. Но эта чужая «халява» держится на административном ресурсе. Все-таки бесконечно услугу бесплатно предоставлять будет нельзя. Как долговременная тенденция это не существенно. Я думаю, что технология «Mobile WiMAX» не подходит для больших городов с холодным климатом из-за толстых стен в домах. Наверное, для решения этой климатической проблемы они будут использовать свои привычные и могучие ресурсы.
Источник: Nag.ru
|