Российская система глобального спутникового позиционирования. Практически полный аналог американской системы GPS – одной из систем глобального позиционирования. Призвана обеспечить возможность определения координат подвижных и неподвижных объектов на поверхности Земли. Задуманная первоначально в военных целях, система может быть использована и в гражданских целях для определения координат объектов во всем мире.
Немного истории:
Создание системы началось в 1982 году, впрочем, ранее с 1976 года началось планирование глобальной навигационной системы "Ураган", которую впоследствии и "конвертировали" в ГЛОНАСС. В 1982 году был запущен первый спутник - "Космос-1413". К 1995 году было завершено формирование группировки из 24 спутников.
В конце 90-х годов система пришла в упадок в связи с прекращением ее финансирования государством. Между тем, на поддержание системы требовалось не менее $60 млн. ежегодно, а также запуск 5 - 8 спутников в год, т.к. гарантийный ресурс спутников, входящих в систему, составлял 3 года. В итоге к лету 2001 года на орбите осталось только 6 спутников, соответственно, время определения координат по ГЛОНАСС выросло до 1-2 часов, а точность упала до километра, что сделало систему полностью лишенной смысла.
С 2001 года система восстанавливается. Бюджет программы восстановления - 27 млрд/ рублей. Куратором выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. Утвержденный в марте 2008 года срок ввода системы в эксплуатацию на территории России - конец 2008 года. По прежним планам на территории РФ системой можно было начать пользоваться к 31 декабря 2007 года.
В апреле 2008 года стало известно об очередной задержке - теперь сообщается, что система заработает в глобальном масштабе в 2010 году, в частности, глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов пообещал, что «в 2010 году ГЛОНАСС заработает в глобальном масштабе и будет работать с высочайшей надежностью и эффективностью»
Как это работает:
Определение координат объекта на земле осуществляется за счет получения абонентским приемником (то, что принято называть навигатор) данных от нескольких спутников, входящих в спутниковую группировку и последующего вычисления приемником координат на основе полученных данных.
Спутники системы размещены на трех орбитах, в полностью развернутой системе должно быть по 8 активных спутников на каждой орбите. Орбиты спутников круговые, высота 19100, угол наклонения 64 градуса, период обращения каждого КА - примерно 11 часов 15 минут.
Сигналы со спутников передаются в непрерывном режиме, без запроса, а, следовательно, их прием доступен любому пользователю, имеющему приемник. Передаются два набора сигналов - так называемые, "гражданский" сигнал, а также "военный", закрытый специальным кодом. Это сделано для того что бы было возможно мгновенно отключить гражданских пользователей. Аналогичная система работает и в американской системе GPS.
Точность определения:
До сих пор не удается повысить точность работы системы. "Погрешность в определении координат космическими аппаратами ГЛОНАСС сегодня составляет порядка 10 м. В ближайшем будущем (в 2010 году) будет обеспечена точность до 5 м",— заявил в начале марта заместитель гендиректора РНИИ КП Григорий Ступак.
Надо заметить, что точность аналогичной американской системы GPS составляет 2 м. Еще 12 марта 2007 года Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил: "Для того чтобы потребители выбрали ГЛОНАСС, система должна работать безупречно, лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству". Видимо, создателям ГЛОНАСС выполнить это указание не удалось. Во всяком случае, чуть позже выступая в Совете федерации, Сергей Иванов сообщил: «Мы никогда не говорили, что ГЛОНАСС будет лучше GPS. Мы не ставили такую задачу. Мы ставили задачу создать такую систему, которая по основным параметрам будет отвечать параметрам GPS.»
Затраты:
Затраты на разработку системы ГЛОНАСС, даже при широком использовании ее в мирной жизни, никогда не окупятся. Массовое приобретение коммерческих приемников ни в коем случае не покроет затрат. Главная ее задача — обеспечить обороноспособность страны и независимость от американской системы GPS.
В 2006 году ФЦП "Глонасс" была профинансирована из федерального бюджета на 4.72 млрд. рублей, в 2007 году - на 9.88 млрд. рублей, в 2008 году было выделено на систему 10.28 млрд. рублей, в 2009 планируется - 10.7 млрд. рублей, а в 2010 году - 6.28 млрд. рублей.
Давайте все же, постараемся, понять, успешный данный проект или нет? Да, с учетом времени прошедшим с начала развития проекта – можно сказать, что он затянут до бесконечности, однако не стоит забывать, какое финансовое положение было в стране. Касаемо дней сегодняшних - проект развивается в части космоса – совершенно нормально, хотя и некоторыми задержками. Оставляет желать лучшего наземная, пользовательская реализация. Самостоятельно изготовить нормальный ГЛОНАСС приемник, к сожалению, не может ни один завод, а выполненные на иностранных комплектующих приемники GPS-ГЛОНАСС – пользователи брать не хотят в основном из-за отсутствия необходимости брать приемник сдвоенный. Точность то выше у GPS.
Для примера хочется привести пример такого приемника GPS-ГЛОНАСС Glospace SGK-70
Во-первых, у устройства нет заявленной в технических характеристиках внутренней антенны. Прием сигналов – как спутников ГЛОНАСС, так и спутников GPS – возможен только при подключенной внешней антенне. Судя по всему дело в том, что размер антенны для ГЛОНАСС не позволяет установить ее в стандартное место для GPS-антенны, ведь при схожем частотном диапазоне GPS и ГЛОНАСС антенны для последней примерно втрое (!) больше. Собран корпус не очень надежно: поскрипывает при сжатии, видны щели. Материал корпуса – черный матовый пластик, вставки из другого материала отсутствуют. При работе задняя часть корпуса ощутимо нагревается, что неудивительно, учитывая хороший аппетит устройства – оно потребляет ток 500 мА при напряжении питания 12 В. Для тех, кто далек от техники, скажу – это очень много для такого рода устройств. Однако никаких вентиляционных отверстий, за исключением сетки на динамиках, не предусмотрено. На хорошо разогретой солнцем передней панели, да еще в отечественной машине без кондиционера навигатору придется туго. Стоит отметить и отсутствие встроенной батареи, что просто удивляет. Оставленный включенным – навигатор высосет питание автомобильного аккумулятора за пару суток. Экран - 7 дюймов – это 175 миллиметров по диагонали, или 155х87 мм по сторонам. С одной стороны это достаточно много, с другой – обольщаться не стоит: разрешение 480х234 точки для такого экрана невероятно мало. Это не очень заметно, когда на экране навигационная карта, но если запустить фильм – это сразу бросается в глаза. Понятно, что при таком разрешении ни о каких полноразмерных JPEG «только что с камеры» и речи нет: нормально просматриваются только небольшие изображения. В комплекте с устройством идет навигационная программа "Автоспутник" c картами "Tele Atlas Россия" и "Мегаполис Россия", а также с картой Украины от НАТЕК. Охват по России стандартный для карт Tele Atlas (основные дороги, Москва и Питер, подмосковные города, некоторые крупные города), Украина охвачена хуже - есть лишь город Киев и основные дороги, даже улиц Харькова нет. Описанный навигатор Glospace, несмотря на то, что он вполне может выполнять основные функции и даже обладает некоторыми дополнительными, стоит искать и покупать лишь в одном случае – если вы фанат всего, что придумано в СССР.
Однако, развитие системы на земле поддерживается с подачи государства и, кажется, методом кнута и пряника. Так компании, работающие на строительстве олимпийских объектов в Сочи, внедрили у себя спутниковую навигационную систему слежения ГЛОНАСС, заявил на пресс-конференции руководитель проекта ГЛОНАСС в Сочи Иван Кузьменко. «Крупные строительные компании «Тоннельный отряд №44» и «Тоннельдорстрой» для большей эффективности производства внедрили у себя на производстве спутниковую систему», - сказал Кузьменко. По его словам, теперь строительные компании получают все необходимые данные по объемам выполненных работ своего транспорта, находящегося и в городе и вне пределов Сочи - в Геленджике, Москве, Красноярске, Новосибирске. Так же в Сочи система ГЛОНАСС установлена на 200 единицах коммерческой техники, а муниципальный транспорт оснащен системой спутникового слежения полностью, подчеркнул Кузьменко. «Уже сейчас управление транспорта администрации города имеет возможность следить за передвижением 250 муниципальных автобусов и 140 автомобилей жилищно-коммунального хозяйства», - отметил он. На севере российской столицы реализуют пилотный проект внедрения автоматизированной системы управления милицейскими нарядами с использованием системы ГЛОНАСС. В префектуре САО сообщили, что в общей сложности планируется оснастить системой 350 автомобилей. Проект реализуется по заказу правительства Москвы. Он предусматривает внедрение программы «автоматизации рабочего места системы управления милицейскими нарядами», а также создание группы по организации деятельности подразделений в системе единой дислокации. Кроме того, системой предусмотрено сохранение в памяти маршрутов движения патрульных машин, на которых установлено оборудование спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также фиксация происшествия на карте с отметкой о времени поступления информации о нем.
В январе 2009 года на коллегии "Роскосмоса" вице-премьер Сергей Иванов заявил, что управление ГЛОНАСС неэффективно: «Надо честно признать: управление программой и координация деятельности государственных заказчиков при ее реализации на сегодняшний день неэффективны. Мы сегодня мало что можем предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг». По словам вице-премьера, к дальнейшему развитию системы ГЛОНАСС необходимо привлекать ученых из других стран и использовать американский опыт создания системы GPS. «Не реализуются коммерческие возможности системы ГЛОНАСС. Нам сегодня мало что есть предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг».
И вот видимо после этих заявлений и началось «активное» проталкивание системы. Стоит отметить, что разрабатываемая как военная система, она так или иначе должна проходить проверку на гражданских объектах. Приходится заставлять… купить машину в Украине...
Проехав 9 магазинов в Стокгольме, мне так и не удалось найти описанное выше устройство, ровно как и вообще каких-либо устройств ГЛОНАСС. В сервисном центре Ауди, куда я позвонил с вопросом о смене навигатора GPS на ГЛОНАСС, вообще ничего вразумительного сказать не смогли и обещали перезвонить. На этом наше общение собственно и закончилось.
Однако как бы оно не продвигалось, лично я надеюсь, когда-нибудь купить машину со встроенной системой ГЛОНАСС, которая, все-таки, будет нормально и точно показывать дорогу.
Андрей Михайлов, автор блога "Связемания" на "Эхо Москвы"
Источник: "Эхо Москвы"
|