На российском рынке магистрального Интернета скоро будет неспокойно. Ожидается передел. На первый взгляд, это лишь ощущение, складывающееся из неочевидных фактов, но участники рынка все чаще поговаривают: в транзитном бизнесе наступает поворотный момент.
Пару недель назад "Стандарт" проводил круглый стол. Тема его была волнующей: что станется с кровеносной системой Интернета - магистральным бизнесом в России. Это межоператорский рынок, и потому достаточно закрытый. Доступа к информации в этом сегменте в полной мере не имеет никто: прогнозы делаются на базе отдельных данных и понимании общих закономерностей развития. Как удержаться в рынке? Какая бизнес-модель будет самой эффективной и что станет с рынком через год? Вопросов для обсуждения как всегда больше, чем возможностей на них ответить.
На круглый стол пришли топ-менеджеры крупнейших операторов - люди, каждый день сталкивающиеся с этими проблемами. Думаете, они единодушно ответили хоть на один из вышеперечисленных вопросов? Конечно, нет. Ни один из представителей бизнеса не смог четко предсказать, куда подует ветер, какое будущее ждет кровеносную систему байтов и битов. Однако о том, что рынок магистрального Интернета ждут глобальные потрясения, говорили все участники мероприятия.
Еще недавно магистральный Интернет был представлен ограниченным пулом компаний, на рынке работала "большая тройка" игроков - "Ростелеком" (историю с РТКомм.РУ мы пропустим), ТТК и "Синтерра". Но пару лет назад сюда устремились и альтернативные провайдеры, и сотовые операторы. В результате, как говаривал Лев Толстой, "все смешалось в доме Облонских". Транзитные операторы теперь работают с частными пользователями, а провайдеры "последней мили" строят магистральные сети по России и за рубеж. Магистральное пространство, так сказать, наполнено креативом. И, чтобы это "действо" не закончились поездом, все, кому не безразличен этот сегмент, ищут рецепты эффективной бизнес-модели.
Как развиваться дальше, пока четко не знает никто. Представители одного лагеря уверены, что нужно диверсифицировать бизнес от магистрали к конечным клиентам и далее к контенту. И победит так называемая концепция CDN-сетей (Content Distribution Networks), провозглашающая, что сеть оператора и даже сам магистральный интернет настолько доступен и одинаков по своим свойствам, что больше не является отличительной, передовой услугой оператора. Зато качество и эффективность доставки контента по таким сетям действительно ценно, это то за что все готовы платить, даже больше, чем за магистральный интернет.
"Создать и передать контент – занятие благородное, но это уже шоу-бизнес, "Голливуд". Эти понятия инфраструктурному магистральному бизнесу не принадлежат. Магистральные провайдеры – операторы инфраструктуры, "трубы". Мы можем придумать контент, но "сыграет" он или нет – не знает никто. Это захватывающее хобби, а не телекоммуникационный бизнес", - восклицают представители другого течения.
Не буду цитировать слова всех участников, августовский номер "Стандарта" не сегодня-завтра появится у вас на столе (он уже в печати), и вы прочитаете в подробностях сии баталии. Тем временем, пока оппоненты спорят, конкуренция на рынке нарастает, снижая цены и маржинальность бизнеса. Интернет становится товаром широкого потребления, популярность YouTube, Google.Maps, Skype, torrents увеличивает рост объемов интернет-трафика, а инвестиции на повышение пропускной способности каналов есть не у всех. Кризис на дворе все-таки.
Магистральный бизнес мне напомнил гонку "Формула-1". Выиграть ее можно, но сделать это сложно. Разбить вдребезги машину, которая стоила сотни миллионов долларов, проще, чем прийти к финишу. А чтобы не разбить – нужно определиться и сделать это очень быстро.
Источник: ComNews
|