В период с января по июнь 2009 г. в России было продано примерно столько же устройств с GPS-навигацией, сколько за аналогичный период годом ранее. При этом доля ГЛОНАСС-устройств равна почти нулю — единственному навигатору уже более 1,5 лет, и ничего нового в этом сегменте рынка пока нет.
По итогам 1-й половины 2009 г. в России было продано 306 тыс. навигационных устройств с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS (но не включая встроенные навигаторы). При этом было продано 109 тыс. автонавигаторов (PND, 35,6%); 195 тыс. смартфонов, коммуникаторов, КПК и интернет-планшетов со встроенной GPS-навигацией (63,7%). Прочие мобильные устройства с GPS-навигацией (например, трекеры) разошлись числом примерно в 2 тыс. единиц (менее 1% от общего количества). Такие данные приводит аналитическая компания SmartMarketing.
В численном выражении по сравнению с 1-й половиной 2008 г. рынок почти не изменился (минус 2%). Для обозначения рынка смартфонов, коммуникаторов, КПК и интернет-планшетов с встроенным GPS-приемником аналитики SmartMarketing используют аббревиатуру GPS-WID. Данный сектор продемонстрировал падение приблизительно на 15% по сравнению 1-й половиной 2008 г. Тогда как сегмент PND (Personal Navigation Device — персональных навигационных устройств) вырос примерно на треть.
«Рынок GPS-устройств в 1-м полугодии 2009 г. развивался предсказуемо, — рассказывает менеджер по маркетингу SmartMarketing Светлана Завьялова. — Кризисные явления не привели к росту объема продаж. Тем не менее, к концу периода стали проявляться и отдельные позитивные тренды. В целом кризис существенно подстегнул развитие всех тех процессов, которые намечались на рынке в конце прошлого года, главным из которых следует считать продолжающуюся демонополизацию и рост конкуренции в секторе PND».
В десятку лидеров рынка PND по итогам указанного периода вошли, в порядке убывания рыночной доли: Garmin (21,4%), Explay (18,5%), Mio (10,6%), JJ-Connect (8,3%), Prestigio (4,5%), Nexx (3,5%), Shturmann (3,0%), Texet (2,8%), TomTom (2,7%) и Mapitan (2,4%).
Среди тенденций эксперты отмечают выпадение из десятки Voxtel вследствие сворачивания компанией активности на рынке GPS (сразу после окончания отчетного периода, 1 июля 2009 г., Voxtel и Explay объявили о слиянии). Заметное ухудшение позиций Garmin вызвано не вполне адекватной кризисным условиям ценовой политикой и низкой эффективностью маркетинга.
Самое большое падение рыночной доли — у Mio, с потерей второго места в списке вендоров PND. Такие результаты вызваны, прежде всего, глобальными проблемами компании (спад продаж и реструктуризация бизнеса в мировом масштабе), в результате чего возникли сложности во взаимодействии с каналом дистрибуции в России и заметное снижение маркетинговой активности. Резкий рост доли Explay (по сравнению с 2008 г.) связан с хорошей представленностью марки в некоторых крупных розничных каналах, а также агрессивной ценовой политикой.
Доля ГЛОНАСС-устройств сократилась практически до нуля — единственному навигатору уже более 1,5 лет, ничего нового в этом сегменте рынка нет. Новые модели ожидаются только к концу 2009 г., но, так как проблемы выпуска конкурентных GPS-аналогам (по ТТХ и цене) ГЛОНАСС-приемников так и не решена, а новинки ГЛОНАСС готовят, в основном, компании, работающие на некоммерческом рынке, то ожидать какого-либо значимого спроса на указанные новые модели не приходится, говорят эксперты.
Десятка лидеров сегмента GPS-WID по итогам 1-й половины года выглядит следующим образом: Samsung (23,1%), Apple (22,4%), Nokia (16,9%), HTC (11,5%), Gigabyte (5,5%), Sony Ericsson (5,1%), RoverPC (3,6%), Asustek (2,9%), Mio (2,7%) и Acer (2,6%).
Заметное снижение рыночной доли HTC, одного из ведущих (по итогам 2008 г.) вендоров WID-GPS, вызвано общими проблемами сбыта продукции компании в кризисных условиях. Из показательных тенденций стоит отметить заметное сокращение рыночных долей Asustek и Acer. В первом случае, помимо естественных причин, связанных с кризисом, это вызвано практически полным отсутствием какой-либо активности на рынке в ожидании перестройки GPS-WID бизнеса после заключения соглашения с Garmin. В случае с Acer сокращение рыночной доли обусловлено, наряду с кризисом, продолжающимися проблемами реорганизации бизнеса после покупки E-Ten.
При сохранении текущих тенденций развития возможно сохранение темпов роста сегмента PND на уровне 2008 г. Общий объем продаж в 2009 г. при отсутствии макроэкономических потрясений, по оценкам SmartMarketing, можно прогнозировать на уровне 300–330 тыс. PND и 600–800 тыс. GPS-WID-устройств. Объем продаж PND может снизиться в случае реализации ряда инициатив, связанных с налогообложением импорта GPS-навигаторов в целях поддержки российских разработчиков систем на базе ГЛОНАСС.
В части прогнозов развития рынка PND следует учитывать факт нарастания раздробленности, отмечают аналитики. Ожидается дальнейшее ослабление позиций большей части вендоров первой пятерки по причине кардинального изменения макроэкономической ситуации и усиления конкуренции со стороны некоторых брендов второго эшелона, бизнес-модели которых лучше приспособлены к новым условиям. Вследствие этого рейтинг брендов PND, по ожиданиям SmartMarketing, может заметно измениться: высока вероятность исчезновения из топ-10 до половины присутствующих в нем игроков.
Аналитики также ожидают, что в сегменте GPS-WID продолжит увеличиваться доля рынка игроков с наибольшей маркетинговой активностью, в частности, Apple, Samsung и Nokia (в двух последних случаях за счет продолжающегося расширения продуктовой линейки GPS-моделями). Можно ожидать и дальнейшего снижения доли традиционных игроков рынка коммуникаторов вследствие проблем с каналами сбыта, снижения маркетинговой активности, отчасти — не всегда адекватной условиям кризиса ценовой политики.
Источник: CNews
|