Наверное, хорошо, что необычный для российского WiMAX проект Yota (ООО "Скартел") стартовал в преддверии кризиса. Если в условиях кризиса бизнес-модель "Скартела" продемонстрирует свою жизнеспособность, то в дальнейшем с высокой долей вероятности она будет принята и другими игроками рынка. "Проект Yota – краеугольный, для российского WiMAX. От его успеха зависит судьба технологии в России. Если он провалится, то потянет за собой весь рынок", - сказал один из участников четырнадцатой конференции "Беседа". - А если у "Скартела" выйдет, то все участники рынка беспроводной передачи данных бросятся повторять эксперимент".
Кризис – отличное время для новых проектов. Переубедите меня, коль сами верите, что это не так. А чем еще можно объяснить целую "пачку" стартапов? Вот и Станислав Рыбалко из CompTek'а говорит, что кризис помогает шевелить мозгами. Впрочем, редко кто признается, что до кризиса ему было шевелить мозгами просто лень. Ужесточение конкуренции – это момент истины для бизнеса. Особенно, если он строится не по лекалам, а с нуля. Но ведь ревут горемычные: "А, будь у нас столько денег, мы бы тоже легко запустили любой проект, - сетуют представители телекоммуникационного рынка – Yota не по рыночному живет".
Но, если смотреть правде в глаза, то какая разница, откуда оператор берет деньги, с тем же успехом деньги могли быть заемными. Разве у "Комстара", "ВымпелКома" или МРК "Связьинвеста" меньше денег? Не меньше. Но хоть кто-то из них сделал тариф, заточенный под продажу контента? Нет. Возможно путь Yota, это путь в никуда… Но мы этого бы никогда не узнали, пока кто-нибудь бы не попробовал.
Но ведь не будете же вы всерьез утверждать, что будущее беспроводной широкополоски за тарификацией по трафику, как это было до сих пор? Вспомните, сколько было беспроводных проектов. Очевидно, немало. И кого привлекали беспроводники? Прежде всего, компании, которые по тем или иным причинам не могли подтянуть к себе оптику или телефонную линию. Но сейчас рынок проводного доступа в сеть наступает, а операторы радио-технологий, точно партизаны, все дальше отступают в лес. И, как метко заметил, кто-то из участников "Беседы", радиодоступ - отличное решение для небольших населенных пунктов и сельской местности, куда тянуть оптику не очень выгодно. А вот в городах у беспроводных сетей перспектив не видно. То есть, вроде как, все идет, как задумано: в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов… Но, если WiMAX-операторы решат и дальше продавать мегабайты, то ситуация неизбежно будет усугубляться. Не в состоянии радиодоступ тягаться по скорости и удобству пользования с проводным Интернетом…
Вот и выходит, что продавать надо не мегабайты, а что-то иное. И лучше что-нибудь такое, чего нет у других. Например, неограниченный доступ к музыкальным каталогам, как это сделал "Скартел". Или "жуткую" модность. Yota умудрилась всех убедить, что торгует не простым доступом в Интернет, а наимоднейшим 4G. Но, что бы ни говорили злые языки, пока "Скартел" инвестиции проедает не зря. Компания менее чем за год сумела заманить в свои сети около 100 тыс. абонентов. Ну, много ли у нас WiMAXеров, которые растут такими же темпами? Да что там WiMAXеры! Многие ли "традиционные" операторы стартуют столь резво? И думают операторы, неужели у "Скартела" все получится с WiMAX в России? Как детям малым любопытно им и страшно, что будет. И во всех этих сомнениях и тягостных раздумьях они дружно используют "Йоту" как жупел, пугая друг друга необоснованными инвестициями и не ясными перспективами. Хорошо, что нам дали возможность посмотреть на этот жупел в реальности… Заодно узнаем, окупятся инвестиции или нет, мне почему-то кажется, что сполна.
Источник: ComNews
|