Новый 2010 год ознаменуется вступлением в силу сразу двух законов - ФЗ №14 (о новом порядке регистрации сетей) и ФЗ №152 (о персональных данных), затрагивающих отрасль связи. Оба они унаследовали типичную черту российского законодательства - заведомую невыполнимость.
Перво-наперво вспомним о поправках к закону "О связи" (ФЗ №14), предписывающих необходимость перерегистрации всех сетей связи на территории России до 2010 года по новым правилам. Эти правила предусматривают проведение обязательной экспертизы системных проектов сети и ее последующую единовременную регистрацию. Они были приняты еще в феврале 2007 года, но так уж сложилось, что некоторые сопутствующие нормативные акты, без которых выполнение закона невозможно, появились только в 2009 году. Например, лишь 19 августа вышло постановление правительства № 674 об утверждении правил проведения экспертизы системного проекта. Таким образом, три года, отпущенные на воплощение закона в жизнь, волшебным образом превратились в четыре месяца. При этом срок проведения экспертизы системного проекта может варьироваться от 90 до 120 дней, да еще и на процедуру регистрации сети новыми правилами отведено целых 10 дней. Получается, что те, кто еще не озаботился этими процессами, могут уже и не торопиться, поскольку все равно не успеют. Зато скучно точно не будет: ответственные за экспертизу и регистрацию органы в ближайшие месяцы ожидает явление почище неувядающей очереди в Мавзолей в лучшие годы советского туристического бума.
Тех же кудесников, которые успеют уложиться в отпущенный срок, поджидает другой суровый закон - ФЗ №152 "О персональных данных", который также вступает в силу с 1 января 2010 года. И то, что он затронет не только связистов - слабое утешение. Согласно этому закону все организации, которые хранят и обрабатывают персональные сведения о гражданах, обязаны привести эти процессы в соответствие со строгими требованиями к информационной безопасности. В перечне обязательных технических мер присутствует криптографическая защита персональных данных, обеспечение их безопасной передачи при межсетевом взаимодействии и многое другое. Правда, методика проверки на соответствие этим требованиям пока что не продумана, но можно предположить, что она сведется к обязательной государственной сертификации всех корпоративных информационных систем, имеющих отношение к обработке персональных данных. Если это предположение окажется верным, то жарче всего придется предприятиям, которые используют в работе так называемое "самописное" программное обеспечение. Полагаю, что сертифицировать его будет по карману немногим. Всем же остальным придется приобретать и устанавливать необходимые для выполнения требований программные и технические решения.
Оба закона в теории преследуют исключительно благие цели. ФЗ №14 по идее должен облегчить жизнь операторов, избавив их от необходимости получать разрешения на эксплуатацию каждого отдельно взятого объекта или узла по мере развития сети, да и надзорным органам работать было бы легче. Ну а ФЗ №152 и вовсе призван защитить права и свободы граждан на неприкосновенность частной жизни, а также личную и семейную тайну при обработке их персональных данных. Однако произвести в срок перерегистрацию сетей, а также установку всех необходимых систем обработки персональных данных под силу лишь единицам: оптимисты поговаривают, что на это и ста лет будет недостаточно. При этом попытки отсрочить заведомо невыполнимые законы натыкаются на противодействие со стороны чиновников, главный аргумент которых - "перенос сроков не является решением проблем".
Если бы в нашей стране за несоблюдение законов наказывали так, как это было принято во времена Ивана Грозного, то в начале следующего года мы стали бы свидетелями массовых казней связистов и трагической гибели всей телекоммуникационной отрасли. Но времена суровых монархов миновали, поэтому трагедии не случится - все произойдет так, как это принято в современном гуманном демократическом государстве. В период кратковременного новогоднего хаоса найдутся те, кто сумеет как следует на нем заработать, после чего будет принято решение внести ряд поправок в законодательство и невыполнимые нормы автоматически получат необходимую отсрочку. Процесс разработки законов не случайно называют законотворчеством - творчество, как известно, не терпит суеты.
Источник: ComNews
|