В далеком 2002 году "Мобильные ТелеСистемы" покупали башкирского сотового оператора "БМ-Телеком". Отмечать это радостное событие собрались тогдашние топы МТС и небольшой (голов на 30) табунчик башкирских высокопоставленных связистов и чиновников. "Вырученные средства пойдут на цифровизацию и оп-ти-ко-ли-зацию Башкирии", - именно так, по слогам, раз десять повторил один из начальников, обращаясь к собравшейся на месте происшествия прессе. "Простите, а зачем в Башкирии столько оптоволокна?", - наивно спросил кто-то из слегка накумысившихся журналистов. "Как, вы не понимаете – у нас же медные кабели так воруют, так воруют! – воскликнул чинуша.- Стекло – его ж никто не попрет!".
На самом деле, представитель башкирской исполнительной власти – не дурак и не невежа, ничего не понимающий в связи. У него – своя логика, которую, в принципе, даже можно понять. Просто эта логика в корне отличается от той, которой придерживаются операторы, вендоры и разработчики технологий.
Нестандартная логика отличает и цифровизаторов российского кабельного и эфирного телевидения. Большинство из них - не чиновники, а связисты, однако, их ответы на вопрос "зачем переводить телевидение на цифру?" часто не вписываются в представление производителей контента, оборудования, рекламодателей и, собственно, зрителей о целях и задачах цифрового ТВ. Недавно я беседовал с одним очень большим начальником очень большого и известного оператора кабельного телевидения. Я рассчитывал услышать от него, что переход на цифру нужен его компании, чтобы продавать зрителям больше каналов, предоставлять дополнительные услуги вроде ШПД или VoD, в конце концов – улучшить качество приема сигнала. Ан, нет. "Для нас одна из основных проблем – высокий уровень пиратства на аналоговых кабельных сетях, - заявил мой собеседник. – Внедрение цифровых технологий и возможность введения хорошо защищенного условного доступа должно решить эту проблему". То есть количество каналов и дополнительные услуги – а именно эти опции без устали пиарят производители оборудования и отраслевые аналитики – кабельщику пока ни к чему. Ему, для начала надо переломить ситуацию, при которой, условно говоря, половина абонентов смотрит кодированные (точнее - плохо закодированные) каналы бесплатно.
Глобальная программа цифровизации эфирного телевидения в России в идеологическом плане тоже как-то плавно сворачивает не в ту сторону, в которую изначально ее планировали направить технари и "творческие телевизионщики". Изначально ее идея заключалась в том, что большая часть населения России, обделенного телеэфиром (как известно, пять и более каналов в нашей стране могут смотреть только 33% телезрителей), будет принимать много-много программ и, при том, в хорошем качестве. Но сейчас получается, что все может произойти ровно наоборот. Как известно, принципы формирования второго и третьего мультиплексов, в которые должны войти 16 каналов "второго эшелона" пока не разработаны. Если государство решит выдавать частоты в этих мультиплексов централизовано, сразу на всю Россию – сбудутся кошмарные сны как телевизионщиков, так и зрителей. Из эфира автоматически вылетают региональные станции, которые ретранслируют федеральные каналы и клепают параллельно кое-какой собственный контент. А строить свою инфраструктуру по всем городам и весям России каналы точно не будут: во-первых, это - дорого, во-вторых, - не оправдано с точки зрения рекламных бюджетов, поскольку инвестиции в цифровизацию городов "200 минус" не отобьются никогда. То есть на практике цифровизация может привести к тому, что каналов в отдельно взятом региональном телевизоре станет не больше, а меньше. Такое развитие событий не устраивает ни зрителей, ни, строго говоря, центральные каналы и их партнеров.
И опять мы видим нестандартный подход к технологии, назначение и преимущества которой, казалось бы, очевидны. Одним участникам рынка хочется "чтоб она сгорела". Другим (а именно госканалам, попавшим в так называемый первый мультиплекс) переход на цифру, наоборот, интересен. Если ситуацию развернуть правильно, во многих (зачастую, не самых бедных) регионах они останутся едва ли не единственными вещателями. К кому тогда пойдут рекламодатели национального и регионального масштаба, и что случится с расценками на телерекламу даже говорить не стоит. О том, для чего нужно эфирное цифровое телевидение и что оно дает с технической точки зрения, похоже, скоро забудут все.
А, может, ну их, все эти нестандартные подходы и заодно цифровизацию? Все равно использовать по прямому назначению различные хитроумные технологии, скрытые под массивными аббревиатурами, телевизионщики не могут или не хотят. Где-то "цифра" - выброшенные деньги, где-то – народные бунты. Несколько лет назад в Курганской области один из местных вещателей запустил цифровой передатчик и начал по 3 тыс. руб. продавать приставки для приема цифрового ТВ. Передатчик заглушил вещание аналоговых каналов с местной телевышки. После такой цифровизации вместо восьми бесплатных каналов местные жители смогли смотреть только два. В итоге разъяренные зрители устроили стихийный митинг, на котором потребовали вернуть Курганскую область в аналоговую эпоху.
Источник: ComNews
|