Участники некоммерческого партнерства "Национальная ассамблеи спутниковой связи" (НАСС) подготовят предложения для ГКРЧ по организации упрощенной процедуры частотного обеспечения VSAT-станций, работающих в Ku-диапазоне на случаи, когда сигнал ретранслируется через иностранные спутники. Кроме того, они планируют обратиться к регулятору с предложением разработать порядок выдачи частотных присвоений для организации VSAT-связи на подвижных объектах.
На состоявшемся вчера общем собрании членов НАСС директор VSAT-оператора "Телепорт-Сервис", созданного на базе Современной Гуманитарной Академии (СГА), Виталий Крамарь посетовал, что СГА построила сеть, состоящую из более чем 1,5 тыс. станций, для возможности дистанционного обучения в регионах России, но не может работать из-за проблем с бортом "Экспресс-АМ2". "Мы предложили участникам НАСС подготовить совместное обращение в Государственную комиссию по радиочастотам (ГКРЧ) с просьбой распространить действие упрощенной процедуры частотного обеспечения VSAT-станций, работающих в Ku-диапазоне через иностранные борты, - рассказал репортеру ComNews Виталий Крамарь. – Пока эта система действует только в отношении "Экспрессов".
По словам генерального директора НАСС Леонида Рогозина, предложение было принято единогласно. Его поддержали даже представители ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), хотя прежде подобные предложения не находили у них поддержки.
Леонид Рогозин отметил, что основа для предложения по введению "упрощенки" уже есть. В течение двух-трех недель НАСС рассчитывает согласовать ее со всеми заинтересованными участниками ассоциации. После этого представители НАСС обратятся к ведущим членам ГКРЧ: Минкомсвязи и Минобороны с просьбой поддержать внесение этого вопроса в план работы комиссии.
Первым среди спутниковых операторов о введении упрощенной регистрации VSAT-терминалов, работающих с использование иностранных спутников, заговорил "РуСат" еще несколько лет назад. "РуСат" c 2004 г. добивается введения упрощенной обощенной процедуры частотного обеспечения VSAT-Ku для иностранных бортов, - говорит генеральный директор "РуСата" Сергей Алымов. - До аварии "Экспресса-АМ2" мы боролись практически в одиночку без поддержки других операторов, членов НАСС". Он отметил, что компания не только направляла обращения в Минкомсвязи, но и финансировала работы по теме малых земных станций связи (МЗСС), к которым относятся VSAT-терминалы, укомплектованные антенной системой диаметром 1,8 м и СВЧ-блоком мощностью на передачу 2 Вт.
"Наверное, создание экспертной группы - это правильное предложение, - продолжает Сергей Алымов. - К сожалению, возникло оно не тогда, когда рынок VSAT начал бурно развиваться, а только когда на российском VSAT-пространстве прочно поселилась птица под названием жареный петух. Хочется пожелать, чтобы эта птица не оказывала серьезного влияния на выработку принципиальных подходов членов экспертной группы. На мой взгляд, общий настрой должен быть на решение задачи создания реальной конкуренции на рынке предложения спутникового ресурса, где она сейчас практически отсутствует. Тогда коллективный "поход" оправдан. Если же отдельные компании, представленные экспертами, попытаются таким образом решить свои частные задачи дефицита ресурса - навряд ли такой подход найдет понимание со стороны регулятора".
Второй темой вчерашнего собрания НАСС стала разработка обобщенного решения по организации предоставлении услуг VSAT на подвижных объектах. "Законодательно VSAT определена как фиксированная служба, - пояснил репортеру ComNews Леонид Рогозин. – Терминалы должны работать стоя на месте. Но технология развивается, и сейчас вполне может использоваться для организации связи на подвижных объектах, но для этого нет регуляторной базы".
С предложением обратиться в ГКРЧ, для решения вопроса выдачи частотных присвоений для работы VSAT-станций на подвижных объектах выступил "Московский телепорт". В случае если предложения участников НАСС будут приняты регулятором, они распространятся на всех VSAT-операторов России, и будут работать на развитие технологии в целом.
Пока разрешение ГКРЧ на организацию связи на подвижных объектах есть только у "РуСата". Компания провела обширные исследования решений, которые представлены на рынке для оказания услуг и выбрала несколько производителей. Дальнейшим шагом "РуСат" планирует создание опытного образца и начало тестирования услуги.
"Практика принятия обобщенных решений по системам подвижной широкополосной связи диапазона Ku в мире пока отсутствует, - говорит Сергей Алымов, - все, за исключением операторов в Северной Америке, работают по частным решениям. В США этим летом действительно принято обобщенное решение Федеральной комиссии по связи (FCC) США по системам, устанавливаемым на наземные подвижные объекты, но оно обобщило уже накопленный опыт работы систем, построенных до этого по частным решениям. У нас же пока обобщать нечего, ни одной системы не существует и не работает". По мнению главы "РуСат", ГКРЧ нет смысла делать работу за операторов, анализируя многочисленные эмпирические сценарии построения таких систем и сведения этих искусственных сценариев воедино для выпуска обобщенного регулирующего документа. "Наверное, и в России слона придется есть по частям - сначала отдельные операторы построят отдельные сети по частным решениям, накопится опыт, культура применения подобных терминалов (в которых передатчики зачастую далеко не 2 Ватта), регулятор попривыкнет к их наличию, а потом уже можно и обобщать, - заключил Сергей Алымов. - Примерно такой же путь был проделан и до выпуска обобщенных решений по VSAT".
Источник: ComNews
|