Компания J’son & Partners Consulting представила результаты обновленных исследований российского рынка мобильного WiMAX, которые проводятся с момента появления первых коммерческих сетей.
Согласно данным отчета, крупнейшим игроком на рынке мобильного WiMAX (стандарт IEEE 802.16e-2005) в России является компания «Скартел» (торговая марка Yota), которая обслуживает более 250 тыс. активных коммерческих клиентов в городах присутствия (Москва, Санкт-Петербург и Уфа) и ежедневно увеличивает абонентскую базу в среднем на 2,3 тыс. человек. В октябре компания объявила о выходе на уровень операционной безубыточности; выручка компании за октябрь составила около 180 млн. руб.; ARPU – около 900 руб.; средний объем трафика на одного пользователя – 12,7 Гб в месяц. Yota имеет частоты в диапазоне 2,5-2,7 ГГц в 40 крупнейших городах России с населением более полумиллиона человек. Планы региональной экспансии предполагают в 2010 г. запуск сетей в 15 российских городах, до конца 2012 г. – более чем в 180 городах. В начале 2010 г. будут запущены в коммерческую эксплуатацию сети в Краснодаре и Сочи. Кроме базовой услуги (широкополосный мобильный доступ в интернет), компания также планирует развивать IP-телефонию и видеосервисы, расширять модельный ряд абонентских устройств. На всей территории присутствия оператора действуют единые безроуминговые безлимитные тарифы. Общие инвестиции в проект в 2009 г. в России оцениваются в районе $500 млн.
Основной конкурент Yota на московском рынке – «Комстар-ОТС» – позиционирует свое предложение на базе мобильного WiMAX как дополнительную услугу к проводному ADSL-доступу. Бизнес-модель оператора предполагает, что абонент в квартире будет пользоваться ADSL-доступом, Wi-Fi обеспечит ему мобильность в помещении, а WiMAX – на улице. Компания предоставляет услугу мобильного WiMAX пока только в Москве и планирует расширить в столице свою сеть примерно на 100 базовых станций (дополнительно к уже имеющимся 170). Планы региональной экспансии «заморожены». В отличие от Yota «Комстар-ОТС» не предлагает безлимитных тарифов. Количество WiMAX-пользователей не раскрывается. В перспективе оператор планирует предоставлять конвергентные услуги WiMAX+3G/EDGE под брендом МТС.
Компания «Синтерра» развивает региональные WiMAX-проекты в рамках программы «Региональные мини-сети WiMAX», рассчитанной на населенные пункты с численностью до 100 тыс. человек, где существует неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа в Интернет. По условиям программы региональным партнерам предлагается решение «под ключ», включающее поставку оборудования, строительство и запуск сетей WiMAX, полное оформление разрешительных документов на их эксплуатацию, быстрое подключение к магистральной инфраструктуре «Синтерры» и консалтинговые услуги. К настоящему времени в рамках этой программы запущены мобильные WiMAX-сети в г. Карачаевск (Карачаево-Черкесская республика), в поселках Октябрьский и Нижняя Пойма (Красноярский край) и в Апрелевке (Московская область).
Компания «Интерпроект» (бренд Freshtel) планирует запустить в России сети WiMAX в тестовую эксплуатацию в I квартале 2010 г. Сети построены в Чехове, Серпухове, Новомосковске, Туле; в ближайшее время появятся в Воронеже, Липецке и Ростове. С сентября 2009 г. сеть Freshtel работает в Киеве. В России «Интерпроект» к концу 2010 г. рассчитывает подключить порядка 200 тыс. абонентов. Сумма инвестиций составляет около $200 млн.
Компания «Новые телекоммуникации» (торговая марка Wi-Te) планировала до конца 2009 г. ввести в коммерческую эксплуатацию сети WiMAX в четырех городах Сибири - Новокузнецке, Томске, Омске и Барнауле. К настоящему моменту запущена сеть в Кемерово. В каждом городе планировалось установить по 7 базовых станций. До конца 2011 г. компания намерена построить WiMAX-сети еще в пяти федеральных округах России – Центральном, Приволжском, Южном, Уральском, Дальневосточном (всего 25 городов с населением 500 тыс. – 1 млн). По заявленному бизнес-плану компания планирует подключать до 3 тыс. абонентов в год в каждом городе. Минимальная сумма инвестиций - $25 млн.
Интерес к мобильному WiMAX проявляют и другие крупные игроки беспроводной связи. В частности, компания «Энфорта», которая развивает сети беспроводного доступа в 68 городах России. Компания «Союз-Телеком» в августе 2009 г. запустила тестовую зону WiMAX в Московской области.
Объем российского рынка мобильного WiMAX в 2009 г., по оценке J’son & Partners Consulting, составит в 2009 г. около 1,5 млрд рублей.
В ноябре 2009 г. Роскомнадзор опубликовал извещения о проведении конкурсов на получение лицензий на оказание услуг связи в сетях мобильного беспроводного доступа в диапазоне 2,3-2,4 ГГц, а также и конкурсную документацию, в том числе методику оценки финансового состояния заявителя. Одно из основных условий конкурса – «построение сетей мобильного беспроводного доступа должно осуществляться с использованием РЭС отечественного производства».
К последним «относятся РЭС, разработка и производство которых осуществляется физическими или юридическими лицами в установленном в Российской Федерации порядке на основании соответствующих отдельных решений ГКРЧ». Кроме того, недавно появились сообщения о том, что в I квартале 2010 г. ГКРЧ решит вопрос о выставлении на конкурс радиочастот в диапазоне 2,5-2,7 ГГц. Таким образом, прямое вмешательство Президента России Дмитрия Медведева позволило «разморозить» сложную ситуацию с частотами в России и тем самым дать новый импульс развитию сетей беспроводной связи в стране.
По прогнозу J’son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX в России достигнет к концу 2010 г. почти 1,7 млн.
"Мы считаем, что примерно до 2015 г. эта технология имеет хорошие перспективы, но затем ей придется конкурировать с LTE. Сценарий развития сетей мобильного WiMAX аналогичен развитию сотовых сетей в России: сначала Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники и затем региональная экспансия", - говорят аналитики.
Источник: CyberSecurity
|