Бурный период в истории "Связьинвеста" наконец завершился. О том, что будет представлять собой обновленная компания, "Итогам" рассказывает гендиректор холдинга Евгений Юрченко.
Мы еще только вступали в новый век, а разговоры о преобразовании "Связьинвеста" уже шли. Российский телекоммуникационный мир тогда был совершенно иным: еще не было "Мегафона" и "Скай Линка", а "Комстар" был совместным предприятием МГТС и GPT. Служба Mail.ru едва появилась на свет, а с сайта Google только-только убрали приставку "бета". С тех портелеком рынок изменился неузнаваемо, но один вопрос все эти годы оставался на вершине рейтинга популярности: какой сценарий преобразования "Связьинвеста" будет разыгран на практике? Это стало известно только в самом конце прошлого года. О том, как рынок и самый крупный его игрок пришли к окончательному решению о реорганизации, "Итогам" рассказал Евгений Юрченко, генеральный директор ОАО "Связьинвест".
- Евгений Валерьевич, есть ощущение, что намерение реорганизовать "Связьинвест" появилось вместе с самой этой организацией.
- Холдинг "Связьинвест" был создан в 1995 году путем консолидации пакетов акций 85 акционерных обществ электросвязи, городских и региональных предприятий, которые приняли форму АО, но их акции остались в федеральной собственности. Чуть позже к "Связьинвесту" перешли также принадлежавшие государству пакеты акций "Ростелекома" и "Центрального телеграфа". Создавалась новая структура с единственной целью - в новых рыночных условиях обеспечить приток иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль. Тогда под этим понималась продажа пакета акций ОАО "Связьинвест" (25 процентов плюс одна акция) на коммерческом конкурсе с инвестиционными условиями.
- Но задумка не удалась.
- В таком виде конкурс так и не состоялся. Внимание зарубежных финансистов к российским активам связи удалось привлечь только в 1997 году объявив денежный аукцион без инвестиционных условий. При стартовой цене 1,18 миллиарда долларов пакет "Связьинвеста" был продан за 1,87 5 миллиарда долларов кипрскому консорциуму Mustcom Ltd., в состав которого вошли ОНЭКСИМ банк, инвестиционная компания "Ренессанс Капитал", инвестиционный банк Deutsche Morgan Grenfell, Morgan Stanley Asset Management и фонд Джорджа Сороса Quantum Fund. На 1998 год была запланирована продажа второго пакета акций, но ей вначале помешал финансовый кризис, а потом - низкая капитализация дочерних компаний электросвязи. Так что 2000 год для "Связьинвеста" - это начало реорганизации, которая, по замыслу Минимущества, должна была привести к существенному росту стоимости госпакетов акций и их последующей успешной продаже.
- И с тех пор почти 10 лет рынок жил слухами о том, что пакет "Связьинвеста" кому-то продается...
- Да. В числе претендентов фигурировали АФК "Система", Леонард Блаватник, "Альфа-Групп", "Телеком-инвест" и другие. Вряд ли найдется в нашей стране взрослый человек, который за это время не слышал ничего о битвах за "Связьинвест" с участием Гусинского, Березовского, Потанина, Сороса. Последний, кстати, бесславно вышел из игры, получив убыток. В 2004 году Mustcom Ltd. был продан Леонарду Блаватнику за 625 миллионов долларов. Впоследствии, в 2006 году пакет в 25 процентов приобрело ОАО "Ком-стар - Объединенные ТелеСистемы" за 1,3 миллиарда долларов.
- Но почему при такой энергичной борьбе за активы приватизация "Связьинвеста" так и не случилась?
- Потому что не было единого взгляда на то, кто будет обслуживать в первую очередь спецпотребителей, то есть Министерство обороны, ФСБ, подразделения МВД. Кроме того, всегда стоял вопрос: если передать средства связи "Связьинвеста" в частные руки, каким образом будут решаться социальные задачи в регионах? Кто будет обслуживать малообеспеченных потребителей? К тому же было непонятно, кому продавать. Западному инвестору? В таком случае стратегический актив государства оказался бы в руках иностранных компаний, многие из которых могли сотрудничать с западными спецслужбами. Например, Фонд Сороса уже выгоняли из других стран, потому что он вел проекты, связанные с ЦРУ США. Так было в Грузии. Так было в Европе. Поэтому слава богу, что этого не случилось!
- Что в это время происходило с самими предприятиями связи?
- В 2002 году меня пригласили в "Связьинвест" на должность финансового директора, чтобы выстроить новую модель для создаваемых в то время межрегиональных компаний (МРК) - "дочек" "Связьинвеста". Самое сложное в этой истории - то, что "Связьинвест" образца 2000 года - это почти 90 компаний связи, рассредоточенных по всей территории страны. У каждой своя техническая политика, свое представление о том, каким образом и на каком оборудовании строить свою сеть. Скажем, Кемеровская область работала в основном на оборудовании Siemens и Lucent, а соседняя Новосибирская - на ISKRATEL и Huawei. Соседние области, но несовместимые средства связи. То есть внутри области вы может осуществлять любые звонки и передачу данных, а за ее пределами могут быть проблемы. Вот это, собственно, и было основной задачей - разработать единые планы по установке оборудования, прокладке линий связи и т. д. В результате 74 региональных оператора были объединены в семь крупных и экономически мощных МРК. После юридического объединения компаний начался сложный период интеграции всех бизнес-процессов, создания новых организационных структур, выстраивания процедур в области финансовой, производственной и технической политики. Я утверждал финансовые планы и являлся первым председателем советов директоров ряда дочерних компаний: "ВолгаТелеком", "Сибирьтелеком", "Дальсвязь"...
Семь МРК сегодня - это компактная структура, по численности меньше той, что была вначале, более чем в два раза. Десять лет назад в группе компаний "Связьинвест" насчитывалось 370 000 сотрудников, а на конец 2009 года - 183 000. Такого количества связистов, как в прошлом веке, сегодня просто уже не нужно: технологии шагнули далеко вперед -в электронное управление средствами связи. Если раньше АТС, обслуживавшая город с населением 300 тысяч человек, занимала помещения площадью в тысячи квадратных метров, то сегодня для этих задач достаточно одной комнаты.
- Что же случилось такое, что десятилетняя подковерная борьба за продажу госпакета акций "Связьинвеста" завершилась, причем с обратным результатом - возвращением приватизированного 25-процентного пакета акций в госсобственность?
- Да, боролись-боролись олигархи и доборолись до того, что остался один -самый влиятельный, самый богатый. Имя ему - государство. Думаю, что ситуация должна была разрешиться, ведь холдингу все-таки надо развиваться. Ситуация изменилась с приходом нового министра Игоря Щеголева и обновлением руководства Минкомсвязи. Повлиял и кризис: было четко определено, что в первую очередь поддерживаются предприятия, принадлежащие государству.
- "Связьинвест" нуждается в господдержке?
- У нас, как, впрочем, и у других крупных компаний, к началу кризиса накопился большой объем долговых обязательств - свыше 160 миллиардов рублей. При этом стоимость их банковского обслуживания составляла 20-23 процента годовых. Это сильно ухудшало общую инвестиционную привлекательность компании. Теперь же цена обслуживания наших долгов по облигациям составляет 10 процентов годовых. А это, извините, 1 б миллиардов рублей экономии. По сути, дело не в том, нужна ли господдержка "Связьинвесту", а в том, что руководство отрасли решило: можно выстроить политику таким образом, чтобы госактивы успешно развивались, создавая, так сказать, государству добавленную стоимость. В начале 2009 года мы приняли стратегическое решение: увеличиваем капитализацию актива, который принадлежит государству
За год суммарная капитализация МРК увеличилась более чем в три раза. Общие активы государства выросли больше чем на 2 миллиарда долларов только за последние десять месяцев.
- Цифры капитализации - вещь спекулятивная...
- В данном случае - нет. Спекулятивным как раз было падение, когда год назад никто не верил в развитие отрасли. А отрасль очень реальная. Скажем, оператора сотового телефона вы легко можете поменять, а от домашнего фиксированного телефона и Интернета никто не откажется. И таких у нас 33 миллиона - это реальный, а не спекулятивный актив, постоянный в своих предпочтениях: организации, предприятия, властные структуры, которые пользуются и будут пользоваться связью. У нас за 2008 год средняя дивидендная доходность по обыкновенным акциям составила около 9 процентов, по привилегированным - более 13 процентов.
- Получается, что раньше стоимость акций МРК искусственно занижалась для "успешной" приватизации в интересах будущего владельца. Сейчас они по-прежнему недооценены?
- Думаю, да. Мне кажется, этот перекос будет в течение ближайшего полугода исправлен. 2009 год стал переломным: кривая капитализации резко пошла и, надеюсь, будет и далее идти вверх. Ожидается, что чистая прибыль МРК в 2009 году составит более 22 миллиардов рублей, что на 36 процентов больше, чем в 2008 году Это очень хороший результат на фоне трудного для всей экономики кризисного периода. Большой вклад в формирование высоких показателей прибыли дают инновационные услуги и сервисы, прежде всего это широкополосный доступ в Интернет. Мы ожидаем, что по итогам года доля таких услуг в выручке МРК преодолеет отметку в 20 процентов, а рост доходов от этих услуг по отношению к 2008 году составит более 24 процентов.
- Евгений Валерьевич, о том, каким образом будут развиваться далее активы "Связьинвеста", говорилось много. Давайте сведем всю эту информацию в единую четкую схему.
- Все МРК консолидируются на базе "Ростелекома". На это уйдет приблизительно полтора года. Скорее всего, новой компании достанется прежнее имя - "Ростелеком": оно проще звучит и пишется на других языках, да и операторскую сущность новой компании отражает прекрасно. В течение 2010 года в рамках присоединения МРК к ОАО "Ростелеком" предстоит провести оценку акций МРК, получение корпоративных одобрений, реструктуризацию долговых обязательств и другие процедуры.
Предполагается, что общие собрания акционеров реорганизуемых обществ, на которых должно быть принято решение о присоединении, пройдут летом 2010 года. В результате объединения компаний группы "Связьинвест" на базе ОАО "Ростелеком" будет создана интегрированная конкурентоспособная компания, оказывающая полный спектр услуг связи и передачи данных в России. Планируются мероприятия по повышению ликвидности акций объединенной компании, в том числе с помощью листинга на российских и зарубежных биржах. Объединение компаний группы "Связьинвест" будет иметь положительный эффект за счет реализации синергии в области оптимизации затрат и роста доходов.
- Много ли проблем доставляет взаимодействие с миноритариями в процессе реорганизации?
- Это важная часть нашей работы. У нас создан комитет по работе с миноритарными акционерами. Я сам пошел на нестандартный шаг стал акционером во всех компаниях связи, которые мы реорганизуем, без исключения. Поэтому я буду всегда защищать интересы миноритариев. К весне наши консультанты должны просчитать и предложить коэффициенты конвертации акций МРК в акции обновленного "Ростелекома". Решение здесь одно - заинтересовать миноритариев, чтобы они понимали выгоду присоединения МРК к "Ростелекому". Это действительно выгодно: одно дело работать, например, в рамках Сибири, и совсем другое дело - на всей территории России. Но мы понимаем сложность вопроса. Кстати, "Связьинвест" недавно получил премию Ассоциации по защите прав инвесторов именно за качественную работу с миноритариями.
- Какова судьба мобильных активов "Связьинвеста"?
- Сейчас у нас 15 операторов мобильной связи в разных регионах и около 16 миллионов абонентов. Пока эти активы разрознены. Наша задача их консолидировать. Кроме того, скорее всего в течение первого квартала 2010 года будет полностью закрыта сделка с АФК "Система" по приобретению "Скай Линка", который вольется в наш сотовый бизнес. Планируем и другие приобретения.
- Ходят слухи, что "Связьинвест" обсуждает вопрос об альянсе с "Мегафоном"...
- Что вам ответить? Сточки зрения объединенного "Ростелекома" и развития его мобильного бизнеса наилучшим решением было бы объединение с одним из операторов "большой тройки", например "Мегафоном". Правда, у акционеров этих компаний может быть другое мнение. На момент нашего разговора никаких предметных переговоров не ведется.
- Как вы относитесь к новым технологиям мобильной связи, скажем, WiMAX?
- Мы изучаем все современные технологии, такие как WiMAX и LTE. По мнению наших специалистов, каждая из них имеет свои преимущества. И каждая из них хороша для определенных сегментов рынка. Поэтому мы планируем изучать и развивать все доступные технологии беспроводной связи, исходя из целесообразности бизнеса.
- Как холдинг будет разбираться со всем "винегретом" технологий: GSM (3G, 4G), CDMA, WiMAX?
- Мы намерены получить частоты по всем технологиям и на всей территории страны и будем превращать их в услуги. Кстати, после того, как пройдут все объединения МРК, мы сможем заняться предоставлением конвергентных услуг. Сейчас, когда у нас "лоскутное одеяло" технологий и восемь отдельных компаний, заниматься конвергенцией невозможно чисто физически. А "Ростелеком" вместе с единым мобильным оператором вполне сможет это сделать.
Единый национальный оператор с мобильными и фиксированными активами - это, кстати, хорошая возможность предоставлять услугу переносимого телефонного номера. В США, например, это давно сделано: вы переезжаете из Сан-Франциско в Чикаго и сохраняете свой номер телефона. Более того, этот же номер является и номером мобильного телефона. Если вы дома, звонок приходит на фиксированный телефон, туда же доставляются Интернет, IP-TV и т. д. Как только вышли из дома, звонки и прочие сервисы доставляются на мобильную трубку.
- Как скажется появление такого крупного национального игрока на уровне конкуренции? Вы других не задавите?
- Не думаю, что появление объединенного национального оператора негативно скажется на конкуренции. Сегодня наши компании занимают прочные позиции в сегменте фиксированной связи, но, например, в сегменте мобильной
связи сотовые операторы "Связьинвеста" представлены лишь в четырех федеральных округах из семи и контролируют всего б процентов рынка по доходам. В сегменте новых услуг и ШПД - приоритетном для нас- конкуренция очень высока: за свое место под солнцем борются как фиксированные, так и мобильные операторы. Это не монополизм, потому что у любого домовладения есть право выбрать любого другого оператора. Мне кажется, что появление на рынке нового сильного игрока будет способствовать повышению качества обслуживания и установлению конкурентоспособных тарифов и абоненты от этого только выиграют.
- Но ведь проект электронного правительства поручили одному-единственному оператору - "Ростелекому". Не заберет ли "Связьинвест", точнее, новый "Ростелеком" себе все проекты информатизации национального масштаба?
- Да ведь и ответственность также велика: теперь понятно, с кого требовать исполнения поручения президента о создании электронного правительства. Теперь за этот вопрос будет отвечать конкретный руководитель - гендиректор "Ростелекома". В целом я не вижу особого предмета для дискуссий: новый "Ростелеком" - это не неведомый науке зверь. По форме и содержанию это оператор типа Deutsche Telekom, France Telecom, Telefonica, Vodafone, что подразумевает, кстати, существенную долю госучастия. Такого рода компании не имеют каких-то особых привилегий со стороны государства, просто они бегут впереди всех и быстрее всех в желтой майке лидера.
- Новый "Ростелеком", настроенный на развитие своей инфраструктуры, это лакомый заказчик для производителей телекоммуникационного оборудования. Какова ваша позиция относительно поддержки отечественного производителя?
- Мы выполняем решения правительства о поддержке отечественных производителей и потому будем поддерживать того вендора, который попадает под определение отечественного. А таковым можно назвать любую компанию, вне зависимости оттого, под каким брендом она работает, если не менее 60 процентов всей произведенной ею стоимости создано на территории России.
- С какими чувствами начинаете 2010 год?
- Есть ощущение, что с плеч упал тяжелый груз - процесс эффективной реорганизации действительно пошел. В новый год мы входим с уверенностью, что десятилетие, которое прошло под знаком реорганизации "Связьинвеста", завершилось рождением новой большой высокоэффективной телекоммуникационной компании.
Источник: ComNews
|