Весной 2009 года российское ЗАО "Московский телепорт" стало частью мирового оператора спутниковой связи Inmarsat plc. Его дочерняя компания Inmarsat Finance III приобрела американо-канадский холдинг Stratos Global Corporation, в который входит российский спутниковый оператор. О том, что изменилось в компании после завершения сделки, и о состоянии российского рынка спутниковой связи корреспонденту журнала "Стандарт" Олегу Синчерассказали генеральный директор ЗАО "Московский телепорт" Лешек Бартникевич и заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Юрий Воропаев.
– Господин Бартникевич, что изменилось после покупки холдинга Stratos оператором Inmarsat?
Лешек Бартникевич:
– Сделка по покупке Stratos Global Corporation, которая завершилась 15 апреля 2009 года, была для рынка ожидаемым событием. Она готовилась более трех лет. Столь длительный срок понадобился для того, чтобы соблюсти все формальные требования законодательств государств, в которых зарегистрированы участники сделки: и Stratos, и Inmarsat– публичные компании. Условия сделки должны были быть одобрены антимонопольными комитетами стран. В то же время, после ее завершения прошло еще не так много времени, и Inmarsat не завершил процедуру оценки бизнеса Stratos, поэтому о каких-то изменениях в работе "Московского телепорта" (МТ) говорить пока рано. Дело в том, что у Stratos есть два равноценных бизнес-направления: мобильная спутниковая связь (в первую очередь, с использованием спутников Inmarsat) и фиксированная радиосвязь (куда входят и технологии VSAT, на которых специализируется МТ). И если с направлением мобильной спутниковой связи Inmarsat, по понятным причинам, знаком очень хорошо, то фиксированная радиосвязь для Inmarsat – новое направление. При этом в Inmarsat отчетливо понимают, что рынок фиксированной радиосвязи более объемен и перспективен по сравнению с рынком мобильной спутниковой связи, поэтому с решениями не спешит.
– То есть вы пока никаких изменений не почувствовали?
Лешек Бартникевич:
– Ну почему… В несколько раз увеличился объем отчетности и появилось трехлетнее планирование бизнеса. Если всерьез, то МТ как и ранее, в соответствии со структурой холдинга, взаимодействует непосредственно со Stratos, которая уже общается с Inmarsat.
Юрий Воропаев:
– В истории "Московского телепорта" это уже не первая смена головной компании. Несколько лет назад, когда компания Plenexis, частью которого являлся МТ, была приобретена холдингом Stratos, бизнес не претерпел сколь-нибудь существенного изменения. И теперь, скорее всего, сделка вряд ли отразится на структуре управления и бизнес-процессах МТ. Тем более что Inmarsat уже объявил о том, что Stratos сохранит операционную самостоятельность, а значит и для МТ практически ничего не изменится. Разве что у нас появились дополнительные финансовые возможности. Inmarsat и Stratos гарантировали МТ поддержку, причем как в случае запуска новых проектов, так и в случае приобретения других операторов спутниковой связи.
– Разве в России есть спутниковые операторы на продажу?
Лешек Бартникевич:
– Покупка бизнеса– это, прежде всего, вопрос цены. Поэтому не составит труда найти акционеров, которые будут готовы уступить бизнес за хорошую цену. Тем более что российский рынок спутниковой связи ждет консолидация. В России работают около двадцати спутниковых операторов, что избыточно для рынка. Однако проблема в том, что все спутниковые компании непубличны, поэтому сложно оценить реальные масштабы и качество их бизнеса.
Юрий Воропаев:
– Например, в Казахстане процесс укрупнения уже начался– проводные операторы начали выдавливать спутниковых. Казахская спутниковая связь начала развиваться позже, чем в России, но развивалась бурно. Территория страны хоть и меньше российской, но достаточно велика, а население проживает довольно компактно. После того как "Казахтелеком" практически закончил построение волоконно-оптической сети, некоторые из спутниковых операторов оказались в затруднительном положении. В России через несколько лет будет аналогичная ситуация.
– Кризис внес какие-то изменения в работу "Московского телепорта"?
Лешек Бартникевич:
– Мы еще не подвели окончательные итоги, но могу сказать, что оборот в кризисном 2009 году у МТ остался на уровне предыдущего года, если считать в долларах, и вырос почти на 20% – в рублях. И хотя в начале года мы потеряли нескольких клиентов – с рынка ушли несколько операторов IP-телефонии, уже во II квартале ситуация стабилизировалась. К тому же мы сумели ощутимо сократить расходы за счет оптимизации использования спутникового ресурса. В настоящий момент коэффициент его занятости составляет 98-99%. Это привело к росту прибыли более чем в три раза.
Также в 2009 году мы продолжили начатую годом ранее оптимизацию кадрового состава и системы управления персоналом. Благодаря принятым мерам удалось пережить год без сокращений работников, и даже повысить зарплаты в среднем на 10%. Но при этом мы сохраним курс на повышение отдачи от каждого сотрудника.
– А достаточно ли спутникового ресурса?
Юрий Воропаев:
– Пока достаточно. Мы работаем с несколькими операторами, поэтому всегда имеем возможность для маневра. За прошлый год я не помню ни одного случая, чтобы мы в чем-то отказали клиенту по причине недостатка спутникового ресурса.
– Изменились ли в кризис бизнес-приоритеты компании?
Юрий Воропаев:
– Нет, не изменились: мы как работали преимущественно с корпоративными заказчиками, так с ними и работаем. Мы все также убеждены, что наиболее перспективные регионы для операторов спутниковой связи – это Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия. И по-прежнему заинтересованы в развитии нашего бизнеса в странах СНГ. В то же время в 2009 году компания начала заниматься подвижной спутниковой связью. Например, у нас появились заказчики, пожелавшие оборудовать спутниковой связью речные и морские суда. По нашим оценкам, в России подвижная спутниковая связь – это очень перспективное направление.
– В кризис государство стало одним из крупнейших заказчиков телекоммуникационных услуг и сервисов, и многие ваши коллеги стремятся получить госзаказ. Не собираетесь уделять госзаказчикам больше внимания?
Юрий Воропаев:
– Госзаказ– палка о двух концах. С одной стороны, это стабильный кусок хлеба. С другой – для того чтобы выигрывать государственные тендеры и своевременно получать оплату, необходимо иметь серьезное лобби в госструктурах. К тому же вряд ли приходится в 2010 году ожидать от государства такой же финансовой активности в этом направлении, какая была в 2007-2008 годах.
– Как вы считаете, что ждет спутниковый бизнес в следующем году?
Лешек Бартникевич:
– Россия– это огромная страна с большим потенциалом роста во всех видах и направлениях бизнеса. Для МТ главный приоритет– компании нефтегазового сектора. Поэтому развитие бизнеса во многом будет зависеть от мировой конъюнктуры на энергоносители. Мы оптимисты: МТ на 2010 год запланировал увеличение дохода более чем на 25%.
Источник: ComNews
|