Завершение многолетних разбирательств между «Альфой» и Telenor положило конец одному из самых странных эпизодов этого противостояния – попыткам бывшего совладельца «Киевстара» EC Venture Capital вернуть обратно проданный «Альфе» пакет акций. Telenor и независимые эксперты уверены, что этот иск был инициирован самой «Альфой».
Компания Vimplecom, образующаяся в результате слияния российского «Вымпелкома» и украинского сотового оператора «Киевстар», раскрыла информацию о судебных разбирательствах своих акционеров. Напомним, Vimpelcom появилась в результате соглашения между холдингом Altimo (телекоммуникационное подразделение «Альфа-групп») и норвежской Telenor. Обе компании, являясь крупнейшими акционерами «Вымпелкома» и «Киевстара», с 2005 г спорили относительно управления обеими операторами.
В частности, Altimo пыталась лишить Telenor возможности контролировать «Киевстар», хотя норвежцам принадлежит контрольный пакет акций украинского сотовика (56,7% ацкий), а россиянам – лишь 43,5%. С этой целью Altimo инициировала в украинских судах множество разбирательств с Telenor, «Киевстар» и своими же топ-менеджерами (которые, в свою очередь, также судились со своим работодателем), требуя признать незаконным устав оператора, его акционерное соглашение, а также заблокировать проведение собраний акционеров.
В ответ Telenor начал встречное разбирательство в Нью-Йоркском трибунале при Международной торговой палате, который в 2007 г. потребовал от Altimo отозвать все иски из украинских судов и прекратить создавать препятствия для корпоративного управления «Киевстаром». Однако тут же образовался новый иск, в качестве обеспечительных мер по которому Киевский хозяйственный суд наложил арест на принадлежащий Altimo пакет акций «Киевстара» и запретил холдингу принимать участие в собраниях акционеров.
Истец в данном разбирательстве был достаточно неожиданный – швейцарский офшор EC Venture Capital (ECVC). Ему принадлежало 24% акций украинской фирмы «Сторм», через которую Atimo владеет акциями «Киевстара». В 2004 г. ECVC продал свою долю Altimo за $120 млн, после чего россияне стали единоличными владельцами «Сторма». Спустя же три года офшор потребовал расторгнуть сделку, сославшись на то, что договор купли-продажи со стороны Altimo был подписан ненадлежащим лицом. Разбирательства затянулись, поскольку суду потребовалось провести графологическую экспертизу поставленной под договором подписи. По предположению Altimo, ECVC пытался получить от холдинга компенсацию за проданные акции, так как с момента совершения сделки стоимость пакета выросла до $1 млрд.
Кто владел ECVC в момент его «возрождения» в 2007 г., до сих пор не было известно. Ранее на Украине было распространено мнение, что до прихода Altimo «Сторм» принадлежал людям из окружения тогдашнего президента страны Леонида Кучмы, поскольку в «Киевстаре» работали его дочь Елена Франчук и брат его жены Юрий Туманов. Сделка между Altimo и ECVC привлекла внимание правоохранительных органов Австрии, заблокировавших в 2005 г. полученные офшором денежные средства. Тогда же выяснилось, что интересы ECVC представлял лидер российской Партии социальной справедливости Владимир Кишенин.
В ходе слушаний в Нью-Йоркском Арбитраже вице-президент Altimo Олег Малис говорил, что дважды встречался с владельцами таинственного швейцарского офшора, но назвать их отказался. Telenor подозревал, что иск был инсценирован самой Altimo, чтобы продолжить не исполнять требование арбитража о прекращении всех разбирательств вокруг «Киевстара». Судья южного округа штата Нью-Йорк Герард Линч, надзиравшей за исполнением решения нью-йоркского арбитража, также склонялся к этой версии.
Как писал в своем решении Линч, было очень странно, что ECVC подал свой иск, с одной стороны, через год после начала в Швейцарии процесса самоликвидации, а с другой стороны - всего через месяц после невыгодного Altimo вердикта Нью-Йоркского арбитража. Более того, в ходе разбирательства по иску ECVC выяснилось, что офшор обладает конфиденциальными документами из судебных разбирательств между Altimo и Telenor в украинских судах, к примеру, копией паспорта юриста Altimo Алексея Мельника, которые могут быть доступны только для участников разбирательств. Altimo предполагала, что документы могли попасть к ECVC через украинских журналистов, которым рассылались данные материалы, однако Линч посчитал данное предположение недоказанным.
В итоге в 2008 г. Линч согласился с доводами Telenor и наложил на Altimo штраф в размере $100 тыс./день за неисполнение требований арбитров. После этого, как следует из раскрытых Vimpelcom документов, 24 марта 2009 г. «Сторм» и кипрский офшор Alpren (через него Altimo владеет «Стормом») заключили соглашение с конечным владельцем ECVC о завершении разбирательств. Затем киевский суд прекратил разбирательства по данному делу. Был обнаружен и бенефициар (конечный собственник ECVC) – им оказался некий Константин Шадрин. Кто этот человек и на каких основаниях удалось достичь с ним перемирия, в Altimo комментировать не стали. Участникам рынка также не известна данная личность, но как отмечает аналитик Netton Consulting Group Роман Химич, «действия ECVC были очень похожи на классические рейдерские схемы, столь характерные для «Альфа-групп».
Источник: CNews
|