Международная конференция "Развитие телекоммуникационных магистральных транспортных сетей в России" (TransNet Russia 2010), состоявшаяся 25-26 февраля в Москве, оказалась богатой на сенсационные заявления. Звездный состав докладчиков и более 170 представителей индустрии в зале продемонстрировали огромный интерес аудитории к теме транспортных сетей.
На конференции TransNet Russia 2010, организатором которой выступила ComNews Conferences, презентации сделали топ-менеджеры всех ключевых игроков российского магистрального рынка: компаний "Ростелеком", ТТК, "Синтерра", "Федеральная сетевая компания ЕЭС", TeliaSonera International Carrier (которые сильны на трансроссийском и междугородных маршрутах), "ВымпелКом", "МегаФон" и МТС (с недавних пор вся большая сотовая тройка активно строит волоконно-оптические линии), "КОМКОР" и "Мастертел" (профи в сфере внутригородских ВОЛС), а также крупнейшего в стране узла обмена трафиком МСК-IX. Выступали и строители магистральных кабелей ("Межгорсвязьстрой"), и аналитики рынка ("Интеллект Телеком", ComNews Research), и вендоры, производящие решения и оборудования для транспортных сетей (Nokia Siemens Networks, Corning Optical Fiber, B-obvious, Ericsson, Huawei, RAD Data Communications). Ну а в зале был цвет магистральной индустрии, включая "Раском", "Эквант" (Orange Business Services), "Старт Телеком", "Скартел" (Yota), "Воентелеком", "Арктел", "МУС Энергетики" ("ЕЭС Телеком"), "ЭР-Телеком", "Дальсвязь", "Связьинвест", "ВестКолл", "Вайнах Телеком" и др., а также зарубежные операторы "Казахтелеком", "Сомонком" (Таджикистан) и даже China Telecom. Среди делегатов были и строители (нижегородский "Связьстрой-4", новосибирский "Связьстрой-6", "Лентелефонстрой"), и производители (Ciena, Cisco, Alcatel-Lucent, ECI Telecom, "Москабель-Фуджикура", "Самарская оптическая кабельная компания").
Первая сенсация содержалась в выступлении Валерия Ростокина, вице-президента и руководителя департамента международных продаж ТТК. В ходе доклада он неоднократно и всегда положительно упоминал "Ростелеком" - до сего дня заклятого конкурента ТТК. Например, Валерий Ростокин сказал: "Наш маршрут через Россию (я имею в виду и сеть "Ростелекома") надежен и конкурентоспособен". Стало ясно, что отношения между ТТК и "Ростелекомом" потеплели. Под конец презентации вице-президент ТТК раскрыл карты: "Мы с "Ростелекомом" довольно далеко продвинулись в переговорах о сотрудничестве. Мы говорим о взаимном резервировании трансроссийского маршрута и об улучшении качества связи с Японией". Если "Ростелеком" и ТТК действительно договорятся о взаимном резервировании, это станет прорывом не только в отношениях между двумя крупнейшими в России магистральными операторами, но и в глобальной конкуренции за транзит трафика Азия-Европа. Пока в этой конкуренции пальмы первенства удерживают транс-американский маршрут (ВОЛС по дну Тихого, Атлантического океанов и через территорию США) и транс-индийский маршрут (по дну Индийского океана). На долю России, по данным ComNews Research, приходится всего 6% трафика Азия-Европа (Yankee Group оценивает эту долю в 16%, но учитывает не только транзитный трафик через территорию РФ, но и тот, что терминируется на Россию).
Одной из главных причин столько скромного положения российских операторов на рынке транзита трафика директор департамента продаж операторам ОАО "Ростелеком" Евгений Секерин назвал отсутствие резервирования на маршруте Азия-Европа. Сообща ТТК и "Ростелеком" смогут не только перетянуть на себя больше евроазиатского транзитного трафика, но повысить доходность транзита в пересчете на 1 Мбайт. Трансроссийский маршрут имеет неоспоримые конкурентные преимущества: круговая задержка на пути Лондон-Гонконг составляет на нем 190 миллисекунд (мс), тогда как на транс-индийском и транс-американском направлениях она достигает 300 мс и 320 мс соответственно; к тому же время восстановления после аварии у российских операторов не превышает 4 часов, что недостижимо для подводных кабелей. Объединив усилия, ТТК и "Ростелеком" смогут договориться о справедливой рыночной цене и продавать канал через Россию на 30-40% дороже, чем предлагают владельцы подводных емкостей. Между тем, до сего дня два российских оператора конкурируют друг с другом, ведя прежде всего ценовую борьбу, и в итоге оба недополучают доходов: по данным ComNews Research, сообща ТТК и "Ростелеком" заработали в 2009 г. на евроазиатском транзите менее $60 млн, из которых $40 млн пришлось на ТТК. Пользуясь конкуренцией между двумя компаниями, зарубежные клиенты стараются переплачивать за наземный маршрут не более 10%, а то и вовсе добиваться тарифов, сравнимых с "транс-океанскими".
Вслед за Евгением Секереным и Валерием Ростокиным на TransNet Russia 2010 выступил гендиректор ЗАО "Синтерра" Виталий Слизень, и тоже породил сенсацию. "Синтерра", как и все магистральные операторы в мире, страдает от бешено растущих объемов трафика при практически не увеличивающихся доходах от его пропуска. Но с трибуны конференции Виталий Слизень заявил, что нашел противоядие. Новая стратегия "Синтерры" состоит в том, чтобы не столько продавать каналы, сколько предлагать из одних рук пакетную услугу, которая включает и аренду емкости. Например, "Синтерра" стала продвигать сервис "услуга data-центра + канал", причем и ЦОД, и емкость является ее собственностью (в отличие от конкурентов, у которых, по заявлению Виталия Слизеня, "либо канал составной, либо data-центр чужой"). Еще один пример, который привел глава "Синтерры", - продвижение пакетов телевизионных каналов по ВОЛС в страны СНГ. Создав в Азербайджане дочернюю компанию C-Ring Telecom, "Синтерра" на ее плечах продвинулась на рынки Ирана, Казахстана и Туркмении: вокруг Каспийского моря уже создано волоконно-оптическое кольцо, получившее торговую марку C-Ring (Caspian Ring). В этих странах, а также в других государствах каспийского региона, "Синтерра" не будет предлагать традиционных сервисов - таких как аренда емкости, - а сосредоточится на продвижении инновационных услуг (ЦОД, GRID-технологии, IP TV, software on demand). Правда, не факт, что "МегаФон", решившийся-таки на поглощение "Синтерры", разделяет такую бизнес-идею, но это уже другой вопрос.
В отличие от западных стран, в которых транзит трафика подешевел за последние годы во много раз, Россия остается островом запредельно высоких цен на внутренних направлениях. Виталий Слизень привел в пример тарифы "Ростелекома", который предлагает в аренду емкость 10 Гбит/с на маршруте Пекин-Стокгольм за $300 тыс. в год, а такой же канал на участке Москва-Хабаровск у национального оператора стоит $3 млн в год. Но похоже, что высоким внутрироссийским тарифам не суждено продержаться долго. Многие участники конференции TransNet Russia 2010 отмечали, что с появлением третьего и, особенно, четвертого кабеля на одном направлении цены стремительно идут вниз. С учетом активности в строительстве новых ВОЛС большой сотовой тройки и других участников рынка, альтернативные маршруты вскоре появятся повсеместно. Руководитель дирекции по взаимодействию с операторами передачи данных и ISP "ВымпелКома" Александр Теремецкий привел прогноз аналитика Билла Нортона, который утверждает, что к 2014 г. стоимость 1 Мбит/с в мире упадет до $1,20. "Я думаю, что этот уровень будет достигнут в США и Европе даже раньше, - продолжил Александр Теремецкий. - Но и в России тренд - абсолютно такой же, просто с отставанием во времени". По его оценке, Москва отстает от западного мира по тарифам на канальную емкость на 3 года, а регионы - на 5 лет.
Правда, для резкого падения транзитных тарифов в России не хватает глобальных операторов уровня Tier-1, то есть тех, которые имеют доступ к Интернету только через пиринговые соглашения (иными словами, не покупают транзит). Из 13 мировых операторов уровня Tier-1 инфраструктурой в России располагает лишь один - TeliaSonera International Carrier (и еще двое - Tata и Verizon - открыли в РФ узлы доступа). Коммерческий директор TeliaSonera International Carrier Russia Александр Климов сделал на TransNet Russia 2010 сильное, хоть и пессимистичное, заявление: операторы уровня Tier-1 не придут в Россию, а российским игрокам не суждено войти в "клуб" Tier-1. Обладателей статуса Tier-1 (будь то AT&T, Global Crossing или Sprint) отпугивают дороговизна покупки или аренды инфраструктуры в России, сложности строительства (в особенности - трансграничных переходов), прорехи в налоговом законодательстве (не допускающего бесплатный обмен трафиком) и регуляторные проблемы (у всех Tier-1 имеется единый центр управления сетью, а российские правила СОРМ требуют создания еще одного центра управления - в РФ). Получение отечественными операторами статуса Tier-1 еще менее вероятно: едва ли они возьмутся за создание инфраструктуры в США и других странах мира.
О трудностях создания инфраструктуры ярко говорили на TransNet Russia 2010 и строительные организации. Они жаловались на проблемы с землевладельцами, которые норовят сбить с операторов круглые суммы за проход через их участки. В последнее время ситуация дошла до абсурда: чахлые колхозы подают судебные иски против магистральных операторов, ставя им в вину, что их ВОЛС повредила корни редких яблонь (или иных ценных культур), да еще как на грех в тот год, когда, якобы, ожидался рекордный урожай. В России расцвел целый бизнес по скупке участков земли на маршрутах проектируемых волоконно-оптических линий - с тем, чтобы втридорога перепродать их операторам или по суду взыскать с них деньги за порчу посевов. До тех пор пока вопрос земельного сервитута не разрешится, тарифы российских магистральных операторов будут ощутимо больше, чем у их западных и восточных коллег, а протяженность ВОЛС останется осязаемо меньшей. Наглядный пример: у каждого из российских операторов протяженность магистральных ВОЛС не превышает 100 тыс. км, а у китайского оператора China Telecom она составляет 2 миллиона километров.
Беспокоит строителей инфраструктуры и система распределения заказов, которую один за другим внедряют операторы. Большинство крупных операторов устраивают электронные торги с понижением цены, и зачастую цена падает до нереально низкого уровня. В итоге, чтобы уложиться в заявленную низкую цену, победитель вынужден закупать низкокачественный кабель из дешевого китайского оптоволокна и экономить на всем, чем можно. В результате оператор получает ВОЛС, которая через считанные годы потребует ремонта или замены. Беспокоит строительные организации и то, что в операторских тендерах все чаще побеждают не крупные строительные тресты с большим штатом и специальной техникой, а компании-пустышки. После победы в тендере такие пустышки получают от заказчика весь бюджет, а потом ищут на рынке тех, кто сможет выполнить работу. Очевидно, что все субподрядчики сообща получают существенно меньше, чем заплатил оператор, а разница оседает на счетах пустышки-посредника.
Яркость выступлений и накал дискуссий на конференции TransNet Russia 2010 показали, что мероприятие попало "в десятку" и по тематике, и по программе, и по спикерам. Индустрия явно восприняла данное мероприятие как главное в этой сфере. Поэтому ComNews Conferences официально объявила конференцию TransNet Russia ежегодной. Следующее мероприятие - TransNet Russia 2011 - состоится в Москве в феврале 2011 г., а точные даты и место проведения будут объявлены в ближайшие недели.
Источник: ComNews
|