Статус трубы для перекачивания контента перестает устраивать интернет-провайдеров. И они думают, на чем бы зарабатывать еще…
Маленький но перспективный подработок
Сейчас только ленивый интернет-провайдер не продает своим абонентам антивирус. Пользователям он обойдется от 10 грн. в месяц. Несмотря на страсть украинцев экономить с помощью пиратов, эта относительно новая дополнительная услуга (VAS) гораздо популярнее среди населения, чем, скажем, ящик электронной почты с объемом 20 Мб. Как сообщил АИН президент компании «Воля» Сергей Бойко, в его компании уже «несколько десятков тысяч абонентов воспользовались услугой (антивируса) минимум один раз». В Ровно сервисом воспользовалось 20-30% местной абонбазы компании.
Это мелочь по сравнению с доходами от основной услуги, учитывая, что его компания в прошлом году от интернет-доступа выручила около 20 млн. грн. По словам гендиректора одесского интернет-провайдера «Тенет» Олега Елисеева, доля доходов от дополнительных сервисов составляет менее 1%.
Все же она будет расти, считает Дмитирий Мельченко, начальник отдела управлениями услугами телекоммуникационной группы Vega: «Доступ в сеть интернет дешевеет, а количество и популярность VAS-услуг растет».
Пока рынок доступа в интернет не насыщен, провайдеры не слишком много внимания уделяют дополнительным услугам. Все-таки их внедрение требует много ресурсов и времени, а какая-либо отдача от них не гарантирована. И высокая рентабельность от основного сервиса заставляет именно в него инвестировать основные средства.
Место на полке
Но по мере насыщения рынка интернет-доступом, зарабатывать на нем будет все сложнее. По мнению эксперта Всеволода Воловика, уже сейчас компании, предоставляющие одну и ту же услугу на почти одинаковых условиях, вынуждены выделяться от конкурентов и внедрять дополнительные услуги. «Мало будет просто подключить клиента. Провайдеры поведут борьбу за его удержание», – говорит он. Например, с помощью бесплатного доступа к своим файлообменникам.
В дальнейшем допсервис может стать основным средством конкуренции, при этом приносить неплохую прибыль. Перепродавая тот же антивирус, «Воля» делит доходы от продаж поровну с правообладателем. Хотя не одним антивирусом могут формироваться VAS-заработки провайдеров. Vega, например, продает услуги видеонаблюдения, «Укртелеком» – премиум-доступ к своему игровому порталу My Place, Beeline – IPTV, МТС-Украина развивает телемедицину.
Пока для интернет-провайдеров наиболее простым способом обогатить набор сервисов является использование существующих каналов связи. Например, IP-телефония или IPTV. Последний сервис рассматривается как самый перспективный. Правда, и на пути его реализации пока есть преграды. «У нас есть бизнес-план (использования IPTV). Но мы все еще не видим на него платежеспособного спроса. Во-первых, не все привыкли смотреть ТВ на экране компьютера – это существенно сужает целевую аудиторию. А во-вторых, молодые пользователи интернета, которые смотрели бы телепередачи на ПК, не зарабатывают достаточно», – объясняет Бойко. «Железо» также помогает заработать – например,
Впрочем, интернет-провайдеры могут воспользоваться своим главным преимуществом – абонентами. Вполне вероятно, что в обозримом будущем компании, предоставляя доступ своих пользователей к ресурсам онлайн-компаний, так или иначе захотят получать долю их доходов. Или наоборот – предоставляя продавцам доступ к своей абонбазе (подобно нынешним продажам антивирусов). Для этого телеком-провайдеры могут, например, пустить в ход скидки и бонусы для своих пользователей. В таком случае провайдер станет чем-то вроде супермаркета, взымающего деньги за место на полке.
Большой потенциал для дополнительных заработков представляет система самообслуживания интернет-провайдера, которую можно использовать для многих остальных платежей, вплоть до коммунальных.
Помимо перепродаж контента отдельные интернет-провайдеры постараются его создавать самостоятельно. Что случилось, например, с рынком GSM-связи. Вначале мобильные операторы пускали в свои сети контент-провайдеров, но теперь пытаются перехватить инициативу. Некоторые из них создают специальные подразделения, разрабатывающие собственные рингтоны, картинки, мобильные игры, а также договариваются с правообладателями существующих. В Украине подобный пример показывает «Киевстар», и, по словам руководителя его департамента мультимедиа-услуг Сергея Лещенко, наработанный опыт пригодится компании в услугах фиксированного ШПД.
Правда, сейчас нарабатывать подобную компетенцию могут не все отечественные компании, а только обладающие запасом ресурсов, говорит Воловик. По его словам, на рынке также не хватает кадров с достаточным для внедрения новых услуг опытом. И провайдеры не спешат брать таковых на работу (этой зимой на рынке прошла очередная волна сокращений).
Второй немаловажной преградой для телеком-провайдеров на пути к контент-агрегации является высокий уровень пиратства в стране, который на корню рубит инициативы развивать собственные мультимедиа-проекты. «В данном случае все будет зависеть от намерения власти делать что-то с соблюдением авторских прав», – говорит Воловик.
Опыт и планы телеком-операторов
Виктор Грибан, директор по продажам услуг фиксированной связи Beeline
Несмотря на то, что рынок традиционного Интернета пока не насыщен, операторам надо готовиться уже сейчас к конкуренции не тарифами, а услугами. Будущие генераторы выручки в этом сегменте, как нам кажется, сосредоточены в области интерактивного потребительского контента и ковергентных услуг. То есть «всеядность» оператора, и наличие в его предложениях «портфолио-микс», станут ключевыми преимуществами игрока.
В качестве дополнительных полноценных видов Интернет-бизнеса мы рассматриваем, в первую очередь, IPTV и VoIP. Эти бизнесы Beeline уже развивает параллельно широкополосному оптоволоконному Интернету.
Услуги цифрового телевидения Beeline ТВ (IPTV) Beeline запустил в тестовую эксплуатацию в Киеве в прошлом год. В период тестирования мы увидели, что услуги IPTV востребованы среди киевлян, а также что планами по запуску интерактивного ТВ интересуются жители и других городов.
Касательно VoIP – услуга также работает в тестовом режиме, т.е. безоплатно, в Житомире.
В качестве дополнительной услуги, которая «продвигает» основной бизнес, можно рассматривать услуги бесплатных ресурсов локальной сети. Наличие таких возможностей стимулирует пользовательский файлообмен. Конечно, такой сервис не приносит дохода, но является одной из «фишек», отличающих нашу сеть от других.
Дмитрий Мельченко, начальник отдела управления услугами телекоммуникационной группы Vega
К нашим VAS-услугам (value added services) относятся «Антивирус Dr/Web», «Турбокнопка», «Драйв» и «Пауза». Это достаточно популярные услуги, которые приносят заметную долю в структуре нашего дохода от предоставления услуг интернет физическим лицам. Популярность этих услуг имеет небольшую, но постоянную тенденцию к росту. Мы планируем запускать новые услуги, связанные с предоставлением мультимедийного контента.
Интернет сегодня бурно развивается, в Украине растет количество пользователей, активно качающих «тяжелый» контент (музыку, фильмы, игры и т.д.). При этом сегодня у украинских интернет-пользователей зачастую нет выбора – в сети им предлагается бесплатный и в большинстве случаев низкокачественный контент.
Поэтому появление проектов, предлагающих пользователю качественный контент, вполне предсказуемо. Современный пользователь интернет все больше привыкает к online-сервисам и online-видео. Поэтому все операторы рынка готовятся к возрастающему спросу на online-сервисы в сети интернет.
Приучить интернет-пользователей к тому, что за контент в интернете надо платить, дело нелегкое, и создание такой культуры – процесс длительный. Тем ни менее, по нашим прогнозам, в ближайшие несколько лет контент-операторам удастся переломить ментальность большинства пользователей в этом вопросе.
Но для этого придется сделать платный контент легкодоступным и удобным для пользователя, так что бы он мог легко и быстро найти нужную информацию, и заплатить за нее удобным способом. В то же время правообладатели должны учесть покупательскую способность нашего рынка и предложить легальный контент по разумной цене.
Популярность этих услуг у потребителя зависит от интерфейса получения (он должен быть предельно простым), и от правильного маркетинга (ценообразование, маркетинг и т.д.).
Юрий Конорев, начальник отдела CDMA МТС-Украина
На данный момент, в рамках сервиса «МТС Коннект 3G» оператор получает доход только от предоставления беспроводного скоростного доступа в Интернет. В наших планах есть развитие сервисов на базе «МТС Коннект 3G» по обеспечению видеонаблюдения. В данном случае сервис будет играть роль транспорта для передачи видео по IP-каналу.
Важную роль в развитии «МТС Коннект 3G» играет сфера телемедицины. МТС совместно с Министерством здравоохранения в прошлом году запустила социальный проект, который позволил объединить единой проводной сетью несколько медицинских учреждений для предоставления ими удаленных консультаций и улучшения диагностики различных заболеваний. Поскольку телемедицинскую сеть можно развивать не только на проводных, но и на беспроводных технологиях, «МТС Коннект 3G» с этой задачей сможет легко справиться, благо сервис обеспечивает для этого достаточную скорость передачи данных.
Возможно, в скором времени мы также запустим ряд других, специфических услуг на базе «МТС Коннект 3G», ориентированных на корпоративный сегмент.
В будущем мы видим роль компании и как транспорта для контента, и как его агрегатора. В дальнейшем мы будем организовывать социальные сайты, на которых абоненты помимо текстовой информации о себе смогут размещать разнообразный мультимедийный контент, включая фото и даже видео. Вообще, мы считаем, что за социальными сетями – будущее.
Источник: АИН
|