В рамках реализации стратегии развития информационного общества в России к 2015 году все госуслуги должны быть переведены в электронный вид, а их насчитывается более полутора тысяч. Борис Вольпе, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ОАО "Ситроникс", считает, что основным препятствием на пути развития проектов электронных госуслуг стало отсутствие необходимых регламентов. Своим видением ситуации он поделился с корреспондентом журнала "Стандарт" Иваном Коломацким.
- Каким требованиям должен отвечать портал государственных услуг? В чем уникальность такого ресурса и его отличие от других порталов, предлагающих услуги?
- Основными пользователями портала будут физические лица, поэтому ресурс должен быть интуитивно понятен широкой аудитории. Особенность полноценного портала госуслуг в том, что в любом регионе страны гражданин может с одного интернет-ресурса получить доступ ко всем услугам в электронном виде. Так что особых отличий нет. Даже на программно-аппаратном уровне проблем почти нет – все применяемые решения типовые.
Уникальность проекта заключается в необходимости интеграции данных из различных источников, что требует формирования мощного центра обработки данных. Вопрос в большей степени инфраструктурный: необходимо интегрировать в единое целое различные приложения и базы данных. Однако пока в регионах отсутствует унифицированная модель – данные приходят в различных форматах, порой в разных протоколах. Также нет единого центра обработки данных, который придется строить и, видимо, создавать ЦОДы придется повсеместно.
- С какими сложностями сталкиваются компании, занятые в реализации проектов "Электронного правительства"?
- Архитектура решения понятна, и придумывать ничего не нужно. Проблемы кроются в двух вещах. Во-первых, нет формализованных регламентов оказания госуслуг в электронном виде. Во-вторых, не проработаны вопросы аутентификации физических лиц – нет удостоверяющих центров, так что сейчас речь идет только об оказании информационных госуслуг. Транзакционные услуги тоже предоставляются, но в итоге гражданину все равно приходится вставать со стула и идти за документами, так как он сам пока не может удостоверять их электронной подписью.
- Если говорить об аутентификации, то существуют же универсальные идентификаторы, такие как паспорт или ИНН. Почему их не взять за основу?
- Я несколько раз участвовал в обсуждениях вопросов безопасности "Электронного правительства" и слышал много предложений. На мой взгляд, паспорт не является оптимальным документом – его можно потерять, и номер поменяется. Например, можно использовать код СНИЛС, присваивать человеку код ИНН с рождения или использовать номер социальной карты. Существует множество идей, но не хватает конкретных решений. Основа проблемы в том, что в различных ведомствах есть сложившиеся обычаи делового оборота и системы защиты данных, но нет единого технического регламента для межведомственного документооборота. Одному ведомству достаточно номера паспорта, другое будет настаивать на ИНН, а третьему не подойдет ни один из этих вариантов.
Большинство услуг, которые ценны, должны сопровождаться аутентификацией. Например, электронный нотариат, закона о котором у нас, кстати, нет. Нотариальные действия в сети должны совершаться электронным нотариусом. Феномен, пока отсутствующий в нашей стране, но крайне необходимый, поскольку, например, любые действия с недвижимостью требуют нотариального заверения. В итоге необходимо однозначное решение идентификации и аутентификации граждан и юридических лиц при взаимодействии с порталом госуслуг. Так что опять всплывает необходимость разработки регламента, который должен отражать условия поставки данных.
- Таким образом, все опять упирается в отсутствие регламентов?
- Конечно. Ведь в разных госструктурах данные могут храниться в разных форматах и в разных моделях. Какие именно данные должны быть доступны, из какого ведомства, на каких условиях и что является средством доступа гражданина к этим данным, а также средством доступа самого "Электронного правительства" как системы? "Электронное правительство" работает на региональном уровне как портал госуслуг, но значительная часть сервисов может оказываться только "с подкачкой" – обращением к центральным источникам. Пока нет единого стандарта, любое министерство и ведомство может на основе закона о защите персональных данных, требований конфиденциальности или просто на основе внутренних закрытых стандартов хранения и передачи данных отказать в информации, чтобы не создавать себе риски. В итоге эту проблему можно поделить еще на две. Первая – это отсутствие регламента на оказание электронных госуслуг в полном объеме: от источников данных до получателя. Вторая – отсутствие нормативов межведомственного документооборота.
- Кто занимается разработкой регламентов оказания госуслуг в электронном виде?
- Мне пока не известно ни о четких указаниях по их разработке, ни о том, кто и где этим занимается. Однако существует Совет главных конструкторов информатизации регионов РФ, который, видимо, и должен разработать эти документы. Со своей стороны, ОАО "Ситроникс" готово взять на себя техническую сторону этого вопроса.
- В каких регионах России есть опыт работы порталов госуслуг?
- Например, у нас имеется удачный опыт создания "Электронного правительства" в Башкортостане. Реализована первая очередь проекта. Уже обеспечивается межведомственный документооборот и предоставляются некоторые госуслуги, например субсидии участникам республиканской программы поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья. Сервисы доступны в электронном виде, в том числе через терминалы. Во II квартале мы сдаем версию портала госуслуг, который не входил в первую фазу. "Ситроникс" реализует проект на основе имеющихся компетенций и стандартных решений. Для нас он, безусловно, станет прототипом. В принципе, это уже тиражный продукт, который мы готовы предлагать любым другим регионам и внедрение которого мы можем начать немедленно.
Насколько мне известно, в Татарстане, Ханты-Мансийске, Новосибирске, Астрахани и Твери тоже есть хорошие наработки, сделанные другими компаниями. К сожалению, нет единой базы данных по этим проектам, которая позволила бы специалистам обмениваться опытом. В силу специфики регионального законодательства набор госуслуг в социальной сфере различается. Когда федеральный портал госуслуг будет включать все три уровня баз данных – муниципальный, региональный и федеральный, – это позволит интегрировать и развивать любые проекты, приоритетные для конкретного региона.
- Как, по вашему мнению, необходимо строить подобный проект в масштабе страны? Как одновременно получать информацию от разных регионов, если все системы реализованы разными компаниями и имеют разные структуры хранения и передачи данных?
- Я считаю правильным сначала разработать нормативно-техническую документацию, которая отражала бы все вопросы, в том числе связанные с законодательством. Далее нужно создать для единого госзаказчика модель продукта – "темплейт" или пилотный проект. А после испытания прототипа на безопасность и безотказность рекомендовать его как единый тиражный продукт, оптимизированный по цене и условиям использования интеллектуальной собственности. То есть как типовое тиражируемое проверенное решение с версионностью последующих обновлений. И это решение как готовое, с типовым проектом внедрения, можно рекомендовать в регионы, что упростит вопросы интеграции на всех трех уровнях иерархии. Затем потребовалось бы создать региональные центры, которые занимались бы его внедрением, поскольку ни одна компания сейчас не может реализовать такой проект на всей территории России.
- То есть вы предлагаете запустить центры сертификации?
- Совершенно верно. Подобно тому, как любой вендор – Microsoft, SAP, IBM, Oracle и прочие – делает центры сертификации своих партнеров. Там можно получить знания, обучить консультантов, получить консультации экспертов, оформить сертификат на определенный срок и потом контролируемо делать качественные внедрения типового продукта. Опять же, здесь необходим государственный стандарт.
Однако я опасаюсь, что на практике в целом ряде регионов будут реализованы проекты по созданию порталов электронных госуслуг разного качества, в разное время и на разных платформах. Когда придет время интегрировать их в единую государственную систему, большая часть таких услуг будет нежизнеспособна. При этом все эти проекты реализуются за счет государственного бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков.
- Значит, эти деньги можно считать выкинутыми?
- Я бы так не сказал. Прежде всего, каждый такой проект прививает в обществе верную идею. Гражданин не знает, что стоит за порталом, какой там программно-аппаратный бэкграунд, да и не должен этого знать. Но появление таких инструментов, как портал госуслуг, приучает граждан и представителей бизнеса иметь дело с государством через некий интерфейс. И в то, что это можно сделать намного эффективнее, лично я верю.
Источник: ComNews
|