Минкомсвязи приняло решение о распределении частот для строительства сетей 4G, которого долгое время добивались представители «большой тройки» операторов. О том, как будут распределяться частоты, в интервью Business FM рассказал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Часть частот нижнего диапазона будет выставлена на открытый аукцион, часть без аукциона получат военные. В аукционе, по идее Минкомсвязи, могут принять участие все желающие компании. Условием конкурса будет выделение определенной суммы денег для того, чтобы ускорить процесс расчистки частот от военных нужд. По всей стране затраты на освобождение частот могут исчисляться десятками миллиардов рублей.
Логично предположить, что в конкурсе примут участие уже действующие крупные игроки. Реакция представителей «большой тройки» операторов, последовавшая за решением Минкомсвязи, оказалась вполне ожидаемой — в принципе, этого ждали все, но заявить об участии деньгами пока никто не готов. Какие обязательства возложит на игроков рынка государство и какие гарантии будут предложены победителям конкурса, еще не ясно.
«Мы приветствуем такое решение, потому что это явный шаг вперед, и явный прогресс в решении вопросов по частотам LTE, — сказала в интервью Business FM директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. — Мы, как компания, работающая на этом рынке, конечно, заинтересованы в этих частотах для развития бизнеса. При этом мы выступаем за комплексный подход к распределению частотного спектра».
По словам Кохановской, МТС выступает за прозрачные и понятные правила для всех заинтересованных игроков. При этом оценивать затраты и эффективность предложенных Минкомсвязи мер до анализа всех необходимых документов представитель МТС не берется. «Мы ждем решения государства о проведении рефарминга и условий участия в нем и соответствующих гарантий на получение частот тем, кто будет участвовать в расчистке. Оценить сейчас стоимость расчистки представляется сложным, потому что нам необходим полный перечень документов по занятости спектра. После этого мы сможем оценить и кейс, и эффективность этого кейса», — заявила она.
В компании «МегаФон», как и прежде, подтверждают заинтересованность в получении дополнительного частотного ресурса в диапазонах 790–862 МГц и 2,5–2,7 ГГц. Однако решение об участии в конверсии компания примет только после того, как станут ясны условия. «Решение об участии в частотной конверсии, конечно же, будем принимать только после того, когда сможем ознакомиться с условиями данного процесса, оценим его эффективность и объемы инвестиций, — заявил Business FM глава департамента корпоративных коммуникаций компании «МегаФон» Карен Асоян. — Вообще, чтобы построить полноценную сеть четвертого поколения, именно о ней идет речь, необходимо обладать частотами в указанных и низком и высоком диапазонах, потому что только такие двухдиапазонные сети позволяют оператору наиболее эффективно разворачивать сети четвертого поколения и наиболее эффективно использовать этот частотный ресурс».
Что касается компании «ВымпелКом», то здесь предложение Минкомсвязи считают оптимальным. «Как мы, (компания «ВымпелКом»), изначально уже говорили, мы готовы участвовать в проекте по конверсии частот под LTE. Конверсия, на наш взгляд, может стать действительно оптимальным решением ситуации с частотами, сложившейся сегодня с развертыванием LTE в России», объяснила Business FM позицию компании ее официальный представитель Анна Айбашева.
Однако остаются открытыми вопросы о том, что станет с другими претендентами на востребованные частоты и стоит ли ждать участия в аукционе других игроков, способных вложить большие средства за «входной билет» на рынок. Эксперт информационно-аналитического агентства MForum.ru, ведущий сообщества ru_4G Алексей Бойко предположил, что стоимость расчистки частот составит около 1-1,5 млрд долларов совокупных платежей всех заинтересованных операторов.
«Основные претенденты, способные на платное участие, известны. Это операторы «большой тройки» и Tele2, — рассказал BFM.ru эксперт. — Все эти компании смогут оплатить свой «билет в 4G», если будут иметь гарантии, что «расчистка» обернется возможностью построить сети LTE».
По мнению Алексея Бойко, появления новых игроков на этом рынке исключить нельзя. «Мы наблюдаем в последние месяцы всплеск интереса к частотам LTE, если уж даже в РЖД говорят о своем интересе... Вместе с тем, я бы не считал большинство из «второго эшелона заявителей» серьезными претендентами. Исключением, возможно, будет «Ростелеком», который может попросить «компенсации» за выигранные на конкурсах, но в итоге не полученные частоты 2,3–24 Ггц», — считает эксперт.
При этом ожидать серьезного интереса к частотному аукциону от зарубежных компаний, по мнению эксперта, не стоит. «Подход, при котором государственное дело — расчистку частот — предлагается оплачивать участникам рынка, вряд ли найдет понимание в других странах. В этом смысле я не ожидаю серьезных попыток конкуренции со стороны западных компаний», – заявил Алексей Бойко.
В итоге, инициатива Минкомсвязи, вроде бы, выглядит вполне логичной — если компании хотят использовать для своего бизнеса частоты, занятые под другие цели, надо их расчистить. Все возможности открыты, претендовать на частоты в рамках открытого аукциона могут любые компании. Однако участие средних компаний вряд ли будет возможно из-за «неподъемных» вложений, а зарубежных игроков может испугать «российская специфика» рынка. Ясно одно, затраты на построение сети LTE в полосе низких частот для оператора с существующей развитой инфраструктурой гораздо ниже, чем для нового игрока. Поэтому воспользуется ли кто-то из «новичков» входным билетом в 4G, предложенным Минкомсвязи, остается большим вопросом.
Источник: BFM
|