Практически треть взрослого населения Украины сегодня являются пользователями Интернета.
В 2010 году, по данным провайдеров, цены на Интернет-доступ заметно просели: в III квартале тарифы некоторых компаний опустились до уровня рентабельности. Редакция BIZ.liga.net поинтересовалась у компаний-провайдеров, как изменятся цены "на онлайн" в новом году.
Справка: данные по рынку
По данным "iKS Consulting", на конец III квартала 2010 года общее количество абонентов широкополосного доступа (частных и корпоративных) в Украине составило около 3,35 млн., из которых 2,87 млн. – домашние пользователи.
В первую десятку провайдеров "быстрого" Интернета в Украине вошли:
1. "Укртелеком" - 1 048 тысяч абонентов 2. "Воля" - 420,5 тысяч абонентов 3. "Киевстар", включая УРС и "Голден Телеком" - 226,2 тысяч абонентов 4. "Beга" - 122 тысяч абонентов 5. "Триолан" - 120 тысяч абонентов 6. "Тенет" - 63,2 тысяч абонентов 7. "Freenet" - 52,3 тысяч абонентов 8. "Airbites" - 51 тысяч абонентов 9. "Датагруп" - 43,8 тысяч абонентов 10. "IPNet" - 36,2 тысяч абонентов 11. "Фрегат" - 35,1 тысяч абонентов
По данным на средину ноября этого года Украина также вошла в Ттоп-30 стран мира по скорости Интернет-соединения (2,28 Мбит/с), уступив РФ с 2,59 Мбит/с и обогнав Чили с 2,19 Мбит/с. А по качеству "быстрого" Интернета Украина – на 36-м месте в мире.
При этом, данный сектор пока что растет: в III кв. 2010 года проникновение таких услуг составило порядка 16,3% (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Количество частных абонентов и уровень проникновения широкополосного доступа в домохозяйства Украины*
Надо заметить, что в III кв. исследователи пересчитали количество пользователей ШД на основании обновленного учета небольших локальных сетей Украины, а также других Интернет-провайдеров мелкого масштаба.
2010: Цены просели
"Благодаря", в том числе, мелким локальным сетям и малым провайдерам, в 2010 году ARPU в сегменте высокоскоростного Интернета заметно "просел" (около 10%, по некоторым подсчетам). По словам президента компании "Воля" Сергея Бойко, еще во II квартале по данным "iKS Consulting" в среднем по рынку этот показатель составлял порядка 60 грн. в месяц, а уже сейчас это 52-53 грн. "Доход с абонента снизился на 7 грн., а это более чем 10%-ное падение за немногим более чем квартал", – сообщал ранее в интервью ЛІГАБізнесІнформ президент "Воли".
Как пояснил С.Бойко, с одной стороны, Интернет-доступ – это растущий рынок, с другой – высококонкурентный, и эта конкуренция зачастую имеет своим проявлением демпинговые стратегии. Их применяют компании, которые впервые выходят на рынок домашнего Интернета, либо наоборот – с него уходят. "Демпинг запускает цепную реакцию: остальные конкуренты смотрят на самое выгодное с точки зрения клиента по цене предложение и стараются сделать все возможное, изыскать все ресурсы, чтобы ему соответствовать. И понижается средний уровень рыночного предложения. В августе–сентябре мы наблюдали самую опасную тенденцию: в III квартале ценовое предложение по услуге доступа в Интернет приближалось уже к минусовой рентабельности", – заметил глава "Воли".
2011: Дальше некуда
В следующем году, по мнению некоторых экспертов, обвальное падение цен прекратится, потому что "дальше уже некуда". "В 2011 году цены на широкополосный Интернет-доступ для домашних пользователей существенно падать уже не будут, максимум на 5-10%, поскольку никакого экономического смысла в этом уже нет, и финансовой прочности у большинства провайдеров на это не хватит", – считает директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы "Vega" Константин Колесов.
По его мнению, в местах с повышенной конкуренцией более технически и финансово подготовленные провайдеры будут стараться дать больше услуг за те же деньги (более высокую скорость, IPTV, другие платные услуги), а менее подготовленные будут терять долю и пытаться продать свой бизнес.
Кроме того, как прогнозируют провайдеры, цены могут даже вырасти, поскольку на данный момент на рынке ШПД складывается не очень благоприятная ситуация для дальнейшего роста: есть потенциал в дальнейшем росте проникновения, но отсутствуют экономически привлекательные данные для новых инвесторов, на инвестпривлекательность, в частности, влияет низкий ARPU.
Так, генеральный директор компании "IPNet" Дмитрий Грищук отметил, что сегодня рынок ШПД характеризуется весьма низкой доходностью – по его данным, среднерыночный ARPU в 2010 году снизился в 2,5-3 раза и составляет примерно 55 грн. без НДС.
По словам главы "IPNet", в связи с низкой доходностью этого сегмента связи "рынок опускается ко дну". А это, с одной стороны, неизбежно снижает качество услуг, а, с другой, приводит к "снижению инвестиционной привлекательности рынка ШПД", и новые инвесторы смотрят на этот сектор телекоммуникаций без энтузиазма. Кроме того, надежда вернуть уже вложенные инвестиции и выданные кредиты не может бесконечно долго поддерживать у инвесторов и банков желание кредитовать убыточные предприятия. И этот факт неизбежно приведет к некоторому подъему цен: в среднем, на 15-20% по рынку. "Причем в первую очередь цены будут повышать те компании, которые "кормили своих абонентов различными сортами бесплатного сыра", – считает Д.Грищук.
По его словам, для мелких провайдеров на рынке видно два основных сценария развития рынка ШПД: консолидация мелких и средних компаний в рамках более крупных или вытеснение их с рынка более крупными компаниями. А заметные результаты консолидационных процессов на рынке ШПД Украины можно будет увидеть уже ко второй половине следующего года.
Источник: BIZ.liga.net
|