Вы помните компанию, протянувшую к вам в квартиру первый интернет-кабель? Возможно, она давно уже ушла с рынка или объединилась с более удачливым соседом. Если еще пять лет назад выбор провайдера ограничивался пределами района или города, то теперь на рынке остались несколько крупных игроков, другими услугами которых вы наверняка уже пользуетесь.
В большой мир Интернета меня вывел маленький провайдер, обслуживавший два десятка домов в спальном микрорайоне Москвы. Техподдержка находилась в соседнем доме, а мастер приходил на вызов в течение дня. О нашем коротком знакомстве у меня сохранились только самые хорошие воспоминания. Просматривая на днях список операторов, объединенных в составе NetByNet, я увидела название и этой компании.
Скупка более мелких игроков интернет-рынка - вполне естественный процесс для Москвы несколько лет назад. Сейчас покупать больше некого, и уже заговорили о продаже самого NetByNet, одного из крупнейших независимых провайдеров столицы. Кому достанется привлекательный актив, МТС или "МегаФону", говорить пока рано. Ясно одно: чем больше абонентов возьмет на себя компания, тем дальше она станет от конечного пользователя.
Приучив пользователей к безлимитным тарифам, операторы заодно привили нам и определенные требования к уровню сервиса. Согласитесь, никто не будет ждать ответа на звонок в сервисную службу по сорок минут. В первый раз нет, во второй - возможно, а в третий - непременно дождется. На тридцатой минуте ожидания невольно начинаешь вспоминать то время, когда скорость хоть и была в несколько раз ниже, но на звонки отвечали на порядок быстрее.
В погоне за абонентской базой провайдеры постепенно теряют контакт с абонентом. В такой ситуации оценить лояльность клиента все сложнее. Пользуется ли он вашими услугами потому, что доволен, или потому, что не из чего выбирать? Задумавшись после очередного обрыва соединения о смене оператора, я столкнулась с тем, что никто не может порекомендовать мне замену. Каждый так или иначе сталкивается с теми же проблемами: с качеством связи, перегруженностью call-центра или технической поддержки. Но если раньше я не могла найти замену провайдеру внутри района, то теперь не могу это сделать внутри города.
Если задуматься, крупные самостоятельные игроки на интернет-рынке за несколько лет поглотили всякую альтернативу и, мало того, сами готовятся к продаже. На NetByNet претендуют "МегаФон" и МТС, об интересе к "Акадо" заявлял "ЦентрТелеком", "Мостелеком" (работает под брендом Onlime) достался "Ростелекому". И это не говоря о региональных рынках, где вовсю охотятся "Билайн" и МТС. Всякие перемены отразятся на конечных пользователях. Не говоря о том, что предельная концентрация рынка в руках одного или нескольких игроков может грозить повышением тарифов. А кто захочет платить больше за неудовлетворительный сервис? Но проблема в том, что выбора может не остаться. Так и хочется попросить: оставьте нам хотя бы выбор!
"В 2004 г. ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" и ООО "Эквант" (компания начала работать под брендом Orange Business Services в 2006 г.) подписали соглашение, по которому РТС должна предоставлять услуги технического обслуживания телекоммуникационного оборудования, установленного ООО "Эквант" для предоставления услуг связи своим клиентам, - рассказал ComNews генеральный директор Orange Business Services в России и СНГ Кристоф Жоанбланк. - В свою очередь, "Эквант" на льготных условиях стал предоставлять РТС еще больший объем оптических линий связи, что позволило РТС предоставлять высококачественные услуги связи и должно было способствовать развитию рынка интернет-услуг в Санкт-Петербурге. В нарушение условий заключенного долгосрочного договора РТС в одностороннем порядке приняла решение повысить цены на оказываемые услуги, пригрозив в случае отказа отключить сервис, что и было сделано 25 марта. Несанкционированные действия РТС серьезно вредят нашему бизнесу в Санкт-Петербурге, так как многие наши заказчики остались без сервиса. Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства и делаем все возможное для того, чтобы найти приемлемое решение, думая в первую очередь об интересах наших клиентов".
"Мы предложили Orangе перейти на взаимовыгодное сотрудничество и перезаключить договоры на предоставление услуг, - рассказал ComNews свою версию событий первый заместитель генерального директора, главный инженер РТС Валерий Седухинский. - Мы государственная структура и должны учитывать требования налоговой и Россвязи, которые говорят о необходимости прозрачных расчетов. Учитывая, что договоры между нами и Orange были заключены более 10 лет назад, там, грубо говоря, прописаны бартерные взаиморасчеты. А сейчас мы предложили перейти на среднерыночные тарифы. Переговоры с Orange ведутся уже четвертый месяц, однако оператор не хочет идти нам навстречу. Со всеми остальными крупными клиентами у нас коммерческие отношения, и тарифы одинаковы для всех. Это и МТС, и "Мегафон", и "Билайн", и "Скартел".
Валерий Седухинский не назвал арендных ставок, предлагаемых РТС, но отметил, что в среднем по рынку стоимость установки шкафа с электропитанием составляет 30-40 тыс. руб. По данным РТС, у Orange стоит в РТС 150 узлов.
При этом, по словам Валерия Седухинского, существующие между сторонами договоры действуют до середины 2014 г. "Однако Orange по многим пунктам уже "перешел рубеж" в исполнении прописанных там обязательств, - пояснил главный инженер РТС. - К примеру, если есть договоренность об обслуживании нами 100 шкафов, а на деле их 140, то объемы работ с нашей стороны автоматически превышают договорные".
На сегодняшний день результатом этой коллизии стало отключение нескольких узлов связи оператора, расположенных в РТС. Orange разослал своим клиентам письмо (копия есть в распоряжении ComNews), где указывается, что причиной перерыва в предоставлении сервиса "явились незаконные действия ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (ФГУП "РС СП") по несанкционированному отключению оборудования Orange, размещенного на территории ФГУП "РС СП". Также в письме сообщается, что Orange инициирует по данному факту производство судебного дела против ФГУП "РС СП".
"Узлы связи мы не отключали, - пояснил Валерий Седухинский. - Но есть определенные правила, прописанные в договоре. К примеру, оператор должен предупреждать нас за определенное время о приходе на узел для работы на нем. Если этого не делается, мы вправе не пускать оператора к оборудованию. Так же как нет допуска и к оборудованию, размещенному сверх установленной нормы и никак не регламентируемому договорными отношениями".
Валерий Седухинский добавил, что на сегодняшний день РТС отказалась от Интернета Orange, но берет в аренду их каналы связи и волокна, а также обслуживает их оборудование. "На 90% в Петербурге Orange построен на наших коммуникациях, которые мы же и обслуживаем, поэтому новые договоренности выгодны и нам, и им, - говорит главный инженер РТС. - Если Orange вдруг откажется от сотрудничества с нами, то фактически он потеряет весь город".
Один из источников ComNews считает, что причиной резких перемен в отношениях между РТС и Orange послужила смена генерального директора РТС. Осенью прошлого года им стал Александр Юшин, возглавлявший Северо-Западный филиал группы компаний "Аркан" - системного интегратора и федерального оператора услуг безопасности на базе ГЛОНАСС/GPS.
Другой источник ComNews, в компании Orange, попросивший не называть его имени, рассказал, что оператор собирается принять новые договорные отношения с РТС, так как уже почти неделю многие клиенты компании остаются без связи и ущерб оператора уже составляет несколько миллионов рублей. Параллельно с этим Orange намерен обратиться в суд по поводу незаконного отключения узлов. Кроме того, компания намерена перенести все узлы связи из РТС. По словам собеседника ComNews, на это планируется потратить $4 млн и почти год.
"Аренда для установки одной стойки (шкафа) в петербургских дата-центрах для операторов связи варьируется от 13 до 50 тыс. руб. в месяц, - рассказал ComNews глава компании Pirix Дмитрий Петров. - Могу сказать, что в хорошего класса дата-центрах стойку можно поставить за 15 тыс. рублей, и это уже с питанием, пожаротушением и прочими "допуслугами" дата-центра. Насколько я знаю, стойки Orange стоят даже в обычных квартирах, подведомственных РТС. Кроме того, если речь идет об "оптовом" клиенте, мне кажется, цена должна составлять 10 тыс. руб. за стойку, не больше. До сего момента Orange платит около 5 тыс. за стойку".
Других партнеров РТС, впрочем, устраивает работа с ФГУП.
"РТС действительно ежегодно корректирует арендную ставку, но мы удовлетворены сотрудничеством, у нас нет никаких претензий. Стоимость установки шкафа нам сложно комментировать, так как мы работаем с РТС в рамках долгосрочных контрактов на большой объем оборудования", - рассказала старший специалист по внешним коммуникациям Санкт-Петербургского филиала ОАО "ВымпелКом" Мария Георгиевская.
"Мы сотрудничаем с РТС по аренде узлов связи. Условия договора нас устраивают. Ценовые параметры и прочие условия являются коммерческой тайной", - сообщила специалист по связям с общественностью филиала "Северо-Запад" ОАО "МТС" Вероника Бялковская.
Источник: ComNews
|