На днях об изменении стратегии и ориентации на предоставление виртуальных телекоммуникационных сервисов (ВТС) предприятиям малого и среднего бизнеса, а также малым офисам и домашним пользователям (рынок SOHO) объявила компания «Манго Телеком», предоставляющая услуги связи с 2000 года. Днем позже компания Softline и Фонд посевных инвестиций «Российской венчурной компании» (ФПИ РВК) объявили о планах по финансированию проекта (в пределах 28 млн рублей) по созданию «Первого виртуального» оператора.
Как рассказали BFM.ru в «Манго Телеком», столичный рынок ВТС показывает уверенный рост, в среднем, на 12–15 млн долларов в год — как при оптимистичном, так и при пессимистичном прогнозе. При этом в компании, ссылаясь на данные J&P Consulting, отмечают, что в прошлом году общий объем московского рынка ВТС составил 1,9 млрд рублей, что на 700 млн рублей больше объемов предыдущего года. В текущем году объем этого рынка увеличится, как предполагается, до 2,4 млрд рублей, к 2013 году — до 3,4 млрд рублей, а к 2015 — до 4,5 млрд рублей. При этом рост числа потребителей услуги, по оценке оператора, в среднем, составит 15% в год.
При пессимистическом сценарии развития рынка «Манго Телеком» прогнозирует уменьшение темпов роста числа пользователей до 5%. Но при этом в денежном выражении рынок все равно вырастет. Это связано с тем, что при более медленном развитии рынка предприятия СМБ, которые раньше могли себе позволить дорогостоящих УАТС с широким функционалом, начнут в целях оптимизации затрат постепенно переходить на альтернативные варианты связи, к которым и относятся ВТС.
В целом, по мнению специалистов «Манго Телеком», современный российский рынок интеллектуальных услуг развивается по западному сценарию, но с опозданием на 3–4 года. «Поэтому для реализации серьезных планов, связанных с реализацией ВТС основным российским операторам, к которым мы относим «Комстар» и «Роснет», стоит внимательно следить за тенденциями западного рынка, — полагают в «Манго Телеком». — Это позволит им прогнозировать дальнейшее развитие российского сектора услуги и предлагать своим клиентам интересные и максимально удобные решения с широким функционалом».
Стоит отметить, что «Манго Телеком» планирует перевести свои ВТС на собственную облачную платформу, провести масштабный ребрендинг и внести изменения в продуктовую линейку. В результате компания рассчитывает к концу текущего года удвоить доходную часть сервисов ВТС, расширить абонентскую базу. На выполнение перечисленных задач оператор собирается потратить от начала облачного проекта до конца 2011 года около 4 млн долларов. При этом к концу года компания надеется занять не менее 50% рынка ВТС.
«Манго Телеком» отмечает также, что в 2009-2010 годах начали формироваться новые перспективные сегменты рынка «с гораздо более широким спектром потребностей по сравнению с традиционными пользователями ВТС». К ним оператор отнес быстрорастущие предприятия и организации с пиковыми всплесками активности, СМБ с высокой управленческой культурой (например, стартапы выходцев из крупных корпораций), территориально-распределенные структуры, предприятия, использующие фриланс, надомную работу, частичную занятость.
В целом на эту же аудиторию ориентируется «Первый виртуальный» оператор, который решили профинансировать SoftlineVenturePartners (венчурный фонд компании Softline) и ФПИ РВК. Новая компания будет предлагать своим клиентам услуги виртуального телефонного номера с возможностью создания АТС на базе технологии унифицированных коммуникаций (UnifiedCommunications, включает в себя различные сервисы: телефония, факс, электронная почта, обмен короткими сообщениями и хранение файлов).
По сообщению партнеров, ФПИ РВК инвестирует в создание и развитие оператора 20,18 млн рублей, а остальное — SoftlineVenturePartners. Предполагается, что проект заработает к концу текущего года, а окупится в 2014 году. Как рассказал BFM.ru генеральный директор «Первого виртуального» Кирилл Грош, схожую идею — объединенных коммуникаций — реализуют, например, Google и Skype. «На наш взгляд, это следующий шаг развития в телекоммуникациях и Интернете — услуги ВТС на порядок удобнее и доступнее традиционных услуги связи, — говорит Грош. — У наших клиентов нет необходимости подключать телефонные линии, цифровые потоки, покупать АТС, почтовые серверы, настраивать и обслуживать все это». При этом оператор делает ставку на замену крупных разовых трат на сравнительно небольшую абонентскую плату. «Такой подход позволяет снизит расходы на связь до 30–70%, — считает Кирилл Грош. — При этом клиент может встроить в свой сайт специальную кнопку web-call, покупатели смогут напрямую через наушники и микрофон соединиться с менеджером, или написать сообщения в чат».
Стоит отметить, что у Softline уже имеется один действующий телекоммуникационный облачный проект — Active Cloud, реализуемый на базе компании Active Technologies. «У нас несколько проектов по облачным вычислениям и каждый направлен на определенный сегмент и вид услуг, — говорит Кирилл Грош. — Active развивает облачный хостинг, Softline Cloud Services — SaaS, а наш новый проект полностью направлен на объединенные коммуникации, FMC, MVNO и, в целом, на изменение услуг в телеком-среде. В будущем вполне возможно совместное движение наших проектов на новые рынки».
Кстати, стоит отметить, что если «Манго Телеком» пока нацеливается только на столичный рынок, то «Первый виртуальный» собирается предоставлять свои услуги в 20 городах. При этом компания намерена занять большую долю рынка — «не меньше 30%». Таким образом, за двумя операторами, если они смогут осуществить свои планы, окажется около 80% рынка ВТС в столичном регионе. В то же время «Манго Телеком» отмечает, что у него есть заметные конкуренты. «Это, безусловно, «Комстар», «Роснет» с «неПростым номером» и «Центральный Телеграф» с услугой «Баzа-Офис», — отметили в компании. — Нашими основными конкурентными преимуществами в нынешней ситуации является то, что услуги ВТС для «Манго Телеком» являются основным, а не побочным бизнесом, над технической реализацией которого мы задумались фактически с первого дня образования компании».
Также сотрудники «Манго Телеком» отмечают, что на рынке произошло временное затухание интереса к ВТС со стороны основных конкурентов — «Комстара» и «Роснета». Первый из них занят интеграцией с МТС, а в «Роснете» проходит реорганизация в рамках укрупнения «Ростелекома». У «большой тройки» интерес к работе с услугами ВТС хотя и «просыпается», но не является и не будет являться основным, считают в «Манго Телеком». Кроме того, в компании надеются, что ее успеху будет способствовать облачная платформа, ставшая основой для новой продуктовой линейки. В ближайшие три месяца оператор планирует пополнить ее новыми сервисами: CRM-система, центр обработки вызовов и т.п.
В свою очередь в «МегаФоне», который в настоящее время активно рекламирует услугу виртуальной АТС, BFM.ru рассказали, что сейчас эта услуга достаточно востребована на рынке, поскольку решает несколько важных задач. В частности, она позволяет обеспечивать связь для целого офиса или сотрудников, работающих на удаленном доступе, сохранить номер без его географической привязки к определенной территории. «Мы оцениваем появление на этом рынке относительно небольших, по сравнению с «МегаФоном», операторов ВТС-услуг положительно, — заявили в компании. — Всегда выступаем за разумную конкуренцию». При этом в «МегаФоне» отметили, что компания имеет перед остальными игроками некоторое преимущество. Речь идет о том, что услуга виртуальной АТС от «МегаФона» является федеральной и может быть предоставлена во всех регионах России. По данным компании, в настоящее время у нее около 700 федеральных клиентов, 50% которых приходятся на столичный регион.
Источник: bfm
|