Появление мобильной связи третьего поколения заметно повлияет на рынок сотовой связи, и усиление позиций сотовых операторов на рынке интернет-услуг станет одним из главных трендов в среднесрочной перспективе.
Внедрение 3G практически сразу привело к росту объема передачи данных. "Связь третьего поколения нами была запущена в коммерческую эксплуатацию с начала этого года, и к настоящему моменту дата-трафик вырос на 25%, — говорит руководитель службы по связям с общественностью ТОО "КаР-Тел" Юрий Дорохов. — Если учитывать и то время, пока 3G работал в тестовом режиме, то дата-трафик вырос в три раза. Мы уверены, что по мере расширения покрытия 3G в Казахстане темпы роста будут только увеличиваться". При этом, как отмечает г-н Дорохов, в Казахстане из-за слишком долгого ожидания сформировался значительный отложенный спрос, так что оператор настроен оптимистично в отношении продаж новых услуг.
Рост объема трафика в сетях мобильных операторов является общемировой тенденцией. По прогнозам корпорации Cisco, объем мирового мобильного трафика к 2015 году увеличится в 26 раз — до уровня 6,3 эксабайта в месяц. Только за 2010 год этот объем увеличился в 2,6 раза.
Директор региона Центральная Европа и Евразия Tele2 Никлас Сонкин рассказал, что активный рост сегмента передачи данных в мобильной связи происходит благодаря распространению смартфонов и широкополосному мобильному доступу в Интернет. "Потребителям нужен 3G для этих телефонов, и его надо развивать", — отметил г-н Сонкин. По его мнению, еще 5—6 лет будет потребность в развитии стандарта связи третьего поколения.
При этом можно отметить и другую мировую тенденцию, на которую указывают аналитики компании Altimo, — увеличение трафика данных опережает рост доходов от услуг передачи данных. Это то, с чем столкнулись, в частности, операторы в России, внедрив 3G. В развитых странах примерно 80% трафика в сетях операторов приходится на передачу данных, но этот сегмент дает только 11% доходов. Так что рост объема передачи данных приводит к снижению рентабельности строительства новых сетей.
При этом, пока операторы выстраивают стандарты связи третьего поколения, казахстанские регуляторы готовятся расчищать частоты уже для 4G.
Частотные споры
На данный момент 3G уже доступен более чем в 60 населенных пунктах. Ожидается, что сети связи третьего поколения будут развернуты во всех населенных пунктах с численностью от 10 тысяч жителей и более до конца 2014 года. Сейчас все операторы сотовой связи заняты строительством новой сети. Однако при этом в СМИ активно появляется информация о том, что новый оператор связи Tele2, который запустил продажи в Казахстане под своим брендом несколько месяцев назад, оказывает услуги 3G без соответствующего разрешения. Речь идет о том, что у шведского оператора нет лицензии на использование частот 2100 МГц, которые остальные операторы покупали, чтобы начать работать c 3G.
"Мы никогда не сделаем того, что противоречит законодательству, — отвечает на это Никлас Сонкин. — Если мы оказываем услуги 3G в Казахстане, значит, у нас есть на это основания и лицензия. Мы используем другую частоту — 900 МГц. И мы имеем право на этой частоте оказывать услуги 3G. Частоты 2100 МГц предназначены для 3G всех операторов. Сейчас у нас нет необходимости в этих частотах, но в будущем она возникнет — это частоты для емкости сети. Мы сказали правительству, что обязательно заплатим за эти частоты и будем их использовать, когда у нас появится в них потребность". 900 МГц — это частоты, которые использовали все операторы для работы в обычной сети 2G. Неоднозначность ситуации в том (это, возможно, и не нравится конкурентам компании), что местным операторам регуляторы не разрешили запускать 3G, пока они не выкупили специально расчищенные для этого частоты 2100 МГц. Новому игроку это разрешили. Но поскольку лицензия на 900 МГц у него есть, обвинять его в чем-то трудно.
"Если у вас есть частоты в более низком диапозоне — это хорошо для покрытия. Частоты в высоком диапазоне — это низкое покрытие, но большая емкость сети, — рассказывает технический директор шведского холдинга Tele2 Бьорн Лундстрем. — Если есть возможность выбирать, мы бы выбрали более низкие частоты, но они часто используются и для других коммуникаций, таких как телевидение. Для 2G обычно используется 900 МГц и 1800 МГц". Как отмечает эксперт, стандартная стратегия для развития сети — это строить сначала в 900 МГц, чтобы обеспечивать покрытие, а потом добавлять 1800 МГц, чтобы обеспечивать нужную емкость сети. "Мы запустили 3G примерно 10 лет назад, и единственная частота, которую можно было использовать на тот момент, — это 2100 МГц, — говорит г-н Лундстрем. — Прошло несколько лет, пока частоты, в том числе в 900 МГц, были доступны для 3G. Таким образом, мы начинали не в самом правильном порядке. В Казахстане мы делаем все по уму: сначала мы используем 900 МГц для покрытия, когда нам потребуется емкость (с ростом абонентской базы), мы будем получать частоты 2100 МГц. И если вы сравните 900 МГц и 2100 МГц, то во втором случае нужно примерно в 4 раза больше базовых станций, чтобы обеспечить то же покрытие по территории".
В использовании этого частотного диапазона для 3G нет чего-то необычного, он используется и в других странах. Но при этом наиболее распространенный стандарт связи третьего поколения все же UMTS 2100, а это значит, что многие телефоны работают в этом стандарте и не поддерживают стандарт 3G на 900 МГц. Другая проблема, из-за которой этот стандарт мало распространен, состоит в том, что он работает на частоте 2G. Если у оператора уже много абонентов, то запустить на этой частоте 3G будет сложно — быстро упадет емкость сети, что негативно скажется и на передаче голосового трафика, и на передаче данных. Однако пока у Tele2 небольшая абонентская база, он, похоже, может себе позволить оказывать услуги связи третьего поколения на этих частотах. Г-н Сонкин прогнозирует, что сеть заполнится максимум в течение 2 лет, может, раньше, и тогда потребуются новые частоты.
Осторожные тарифы
"Как показала практика российских операторов, внедрение 3G не ведет к взрывному росту доходов операторов сотовой связи и массовому использованию услуг 3G, что в первую очередь связано с небольшой распространенностью мобильных телефонов, поддерживающих 3G", — рассказывает заместитель директора ICT-Marketing Инна Соболева. Например, по данным MForum Analytics, на конец 2010 года в России проникновение сотовых телефонов, поддерживающих 3G, составило более 23%. В Казахстане эта цифра может быть еще ниже. "Это означает, что не каждый пользователь сотовой связи сможет использовать преимущества услуг, — отмечает Инна Соболева. — В целом можно говорить о медленной миграции абонентов из сетей второго поколения в сети третьего поколения и возможном росте средних расходов (ARPU) вследствие внедрения 3G у небольшого количества пользователей сотовой связи".
Российские сотовые операторы не раз отмечали, что взрывной рост интернет-трафика в сотовых сетях не привел к пропорциональному увеличению выручки. Растущее потребление трафика вынуждает постоянно вкладываться в расширение пропускной способности и модернизацию сети, однако доходы растут медленнее расходов. Ситуация приводит к тому, что некоторые операторы в России подняли цены на Интернет, и, похоже, операторы намерены отказываться от условно безлимитных тарифов.
По мнению экспертов, такая ситуация возможна и в Казахстане, но в целом все будет зависеть от ценовой и продуктовой политики операторов. "Многие телеком-компании в мире отмечают, что трафик растет быстрее, чем выручка. И расходы растут с трафиком, — говорит Никлас Сонкин. — Операторы предоставляют услуги передачи данных по плоской ставке, когда ставка не зависит от объема трафика. Сейчас это уже не работает. Многие операторы начинают использовать модель, где чем больше потребляешь, тем больше платишь".
Пока казахстанские операторы только начали внедрять 3G и настроены оптимистично. В Beeline отмечают, что расчетный показатель окупаемости сети 3G — 5 лет, и так как спрос на новые услуги достаточно велик, возможна коррекция данного срока.
Вместе с тем тарифная политика пока не позволит мобильным операторам конкурировать с кабельными провайдерами, скачивать тяжелый контент здесь слишком дорого. "Однако существует определенный сегмент потребителей, у которых услуги мобильного Интернета могут быть востребованы, — говорит Инна Соболева. — Это, например, те, кто не имеет возможности по техническим причинам установить проводной широкополосный Интернет. Пользователи, которым необходима мобильность при использовании Интернета или использующие Интернет редко, с целями, не предполагающими скачивание больших объемов трафика (например, почтовые сервисы, общение в мессенджерах, форумах, просмотр интернет-страниц), но заинтересованные в скоростном Интернете".
Туманное будущее 4G
Бьорн Лундстрем при этом отмечает, что мировые тенденции, говорящие о снижении рентабельности сетей, — это одна из причин, почему необходимо внедрять стандарты связи четвертого поколения: это сети в строительстве и эксплуатации существенно дешевле, чем сети второго и третьего поколения.
В Стокгольме в движущемся автомобиле на ноутбуке, подключенном через USB-модем, скорость загрузки выше 80Мбит/c — это и есть четвертое поколение связи на практике. Когда сеть будет более загружена, ожидаемая скорость упадет до 40—50 Мбит/с. 3G, запущенный в Казахстане, дает пока скорость 1—4 Мбит/с, максимум 14 Мбит/с.
Министр связи и информации Аскар Жумагалиев заявил в своем аккаунте в Twitter, что его ведомство согласовало с заинтересованными госорганами план мероприятий по высвобождению частот для внедрения 4G и направило его в правительство. А ранее вице-министр связи и информации Сакен Сарсенов сообщал, что Казахстан к 2012 году, скорее всего, будет технически готов к внедрению стандарта 4G. Операторы уже выражают свою готовность строить сеть четвертого поколения. В октябре прошлого года Beeline запустил тестовую зону сети мобильной связи четвертого поколения на базе технологии LTE в Алматы — это 10 базовых станций, работающих на частоте 700 МГц.
"Интерес операторов связи к технологии LTE связан, в частности, с тем, что развертывание LTE-сетей — значительно более выгодный проект, чем сети третьего поколения, — объясняет Юрий Дорохов. — LTE лучше использует частотный спектр (отличается повышенной емкостью и меньшей задержкой сигнала — для небольших пакетов этот показатель может составлять практически незаметные 5 мс)".
При этом 3G наверняка сможет удовлетворять многие текущие потребности пользователей, так что 4G должен стать основной для появления принципиально новых сервисов и приложений.
В Beeline надеются, что лицензии на коммерческую эксплуатацию LTE начнут выдаваться в ближайшие год-два. При этом проблемой не только в Казахстане, но и во всем мире остается отсутствие пользовательских устройств, работающих в сетях 4G.
"Когда мы строили сеть 3G в Швеции примерно 10 лет назад, первые три года вообще не было телефонов, которые бы ее поддерживали, — рассказывает Бьорн Лундстрем. — Мы строили сеть в соответствии с лицензионными требованиями, но продавать фактически было нечего. Все телекоммуникационное сообщество извлекло из этого уроки. Сейчас мы стараемся соотнести строительство сети с теми устройствами, которые есть на рынке".
По прогнозам экспертов, только в 2016 году на массовом рынке будут аппараты, которые поддерживают 4G. "Сейчас много обсуждается 4G в Казахстане, — говорит Никлас Сонкин. — Для Казахстана 3G будет достаточно на несколько ближайших лет, поэтому мы и инвестируем в этот стандарт. Когда наступит время, мы возьмемся за четвертое поколение".
Источник: ComNews
|