Компания IBM представила результаты исследования тенденций потребительского поведения в сегменте телекоммуникаций. 13,000 потребителей в 24 странах1 были опрошены с тем, чтобы выяснить, каковы потребительские приоритеты пользователей телекоммуникационного рынка товаров и услуг в мировом разрезе, какой опыт накоплен потребителями в этой сфере, из каких источников пользователь черпает информацию о новых предложениях рынка услуг связи и как он относится к своему провайдеру.
Данные по России, вынесенные в отдельный отчет, говорят о следующей положительной тенденции: в ближайшие 2-3 года 31% респондентов намерены увеличить расходы на звонки по мобильному телефону, sms и mms, 17% пользователей готовы платить больше за звонки со стационарного телефона, 26% будут увеличивать объем средств, отведенных в семейном бюджете на доступ к интернету. Эта статья расходов подкреплена высоким интересом российских потребителей к интернет-контенту: ежедневно 41% респондентов всех возрастов в России пользуются доступом к live video, 40% потребляют аудио контент (музыка, радио онлайн). Видео сервисы, контент которых создается самими пользователями (например, YouTube), просматривают 40% пользователей всех возрастов, а в группе от 25 до 40 лет процент еще выше - 50%. Видео в интернете передается или загружается хотя бы раз в неделю 91% пользователей всех возрастов.
Согласно выводам исследования, российские потребители готовы увеличивать расходы на услуги связи. Так, затраты на услуги мобильной связи, по мнению респондентов, займут четвертое место - после расходов на оплату счетов ЖКХ, отдых и транспорт. Счета за Интернет в рейтинге потребительских приоритетов занимают седьмое место, после трат на электричество и еду. Затратам на фиксированную телефонную связь потребители отводят десятое место. Вместе с готовностью тратить больше на связь и другие базовые услуги, российский потребитель продемонстрировал стремление снизить затраты на развлечения (театры и рестораны) и занятия спортом.
В целом, рынок телекоммуникационных услуг в России, в сравнении с другими растущими рынками, намного быстрее восстановился после событий 2008 года - тенденция в развитых странах прямо противоположная: как показало исследование IBM, потребитель будет урезать свои расходы по всем статьям, включая услуги связи.
Однако, данные опроса IBM свидетельствуют о непростых взаимоотношениях российского потребителя услуг связи и его провайдера: с одной стороны, пользователь готов увеличивать расходы на телекоммуникационные услуги, но, с другой стороны, в 52% случаев недоволен их качеством — например, беспроводной интернет большую часть времени доступен лишь для 58% респондентов. Отношения, чаще всего, портятся из-за денег - 15% респондентов считают, что за предоставляемые услуги они переплачивают. Современный пользователь, прошедший через финансовый кризис 2008 года, подходит крайне рационально к вопросу о том, кому и сколько платить.
Отвечая на вопрос, услугами какого провайдера респондент пользуется чаще всего, 28% российских пользователей назвали MTC, 22% голосов было отдано Билайн и МегаФон, Ростелеком находится на третьем месте - с 16% российских потребителей услуг связи.2 При анализе возрастных предпочтений картина лидерства меняется: среди пользователей до 34 лет уверенно лидирует Tele2 (в возрасте до 25 лет услугами этого провайдера пользуются 23%, от 25 до 34 лет - 34%). Второе место в этих же возрастных категориях у МегаФон (18% и 31% соответственно), третье - у MTC (18% и 28%). В возрасте от 35 до 39 лет предпочтение отдано МегаФон и Билайн (по 12% голосов), но 11% выбирают Ростелеком, который отвоевывает позиции на возрастном отрезке после 40 лет: в этой возрастной категории услугами оператора пользуются 37% ( 21% - после 50 лет). 33% пользователей после 40 предпочитают Билайн (и 17% среди тех, кому после 50), 29% - MTC (и 18% среди тех, кому после 50).
Источник: Mobile Review
|