Счетная палата (СП) проверила деятельность Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомандзор) и подведомственного ей государственного предприятия «Главный радиочастотный центр» (ГРЦ). В ходе доклада об итогах проверки, который аудитор Михаил Бесхмельницын сделал на коллегии ведомства 30 декабря 2011 г., было отмечено, что «существующая нормативно-правовая база не в полной мере обеспечивает добросовестную и эффективную конкуренцию при использовании радиочастотного спектра».
В частности, аудиторы СП выяснили, что деятельность Роскомнадзора по выдаче разрешений на использование радиочастотных каналов в большинстве случаев сводится к технической реализации частных решений Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении радиочастотных каналов в пользу конкретных юридических лиц. Но функции по распределению полос радиочастот за конкретными заявителями не установлены за ГКРЧ, отмечают в СП, соответствующая деятельность комиссии приводит к ограничению уровня конкурентоспособности операторов связи и не обеспечивает им равный доступ к использованию радиочастотного спектра.
Кроме того, как добавляют в СП, на законодательном уровне не закреплен правовой статус решений ГКРЧ и порядок их обжалования, что приводит к правовым коллизиям с нормами процессуального законодательства. Коллегия Счетной Палаты приняла решение провести в текущем году отдельную проверку ГКРЧ.
Замечания СП относятся к нормативно-правовой базе, при том что не располагают полномочиями по нормотворчеству, а работают на основании действующих законов и нормативных правовых актов, решений ГКРЧ, отмечает представитель Роскомнадзора Михаил Воробьев. В Минкомсвязи заявили, что не будут комментировать результаты проверки, поскольку не получали соответствующих документов.
Деятельность ГКРЧ довольно давно подвергается критике. В начале 2000-х г.г. частоты в России стали распределяться без конкурсов. Самый яркий пример этого - выдача компании «Соник Дуо», впоследствии ставшей частью «Мегафона», в 2000 г. частот для сотовой связи в Москве. Во время обсуждения нового Закона «О связи» в 2002-2003 г.г. выдвигались предложение о переподчинении комиссии правительству (ГКРЧ является коллегиальным органом, но организацией его работы руководит Минкомсвязи). Судиться с комиссией безуспешно пытались, в частности, СМАРТС (в 2002-2003 г.г. с он требовал предоставить ему частоты в Москве) и «Вымпелком» (в 2005-2006 г.г. пытался добиться рассмотрения заявки на выдачу частот на территории Дальнего Востока).
С принятием нового Закона «О связи» и соответствующих подзаконных актов ГКРЧ стала выставлять частоты для наиболее популярных технологий на конкурс. Например, в 2007 г. были проведены конкурсы по выдаче трех федеральных 3G-лицензий и ряду региональных лицензий на сотовую связь стандарта GSM, в 2010 г. прошли конкурсы по частотам для мобильного WiMAX в регионах, на очереди — конкурсы для LTE-частот. Но вопросы к ГКРЧ остались: так, четвертую 3G-лицензию на внеконкурсной основе получил «Скай Линк», а написать правила распределения LTE-частот ГКРЧ получила консорциуму из четырех наиболее вероятных претендентов на эти частоты - «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и «Ростелекома».
Еще одно замечание Счетной Палаты было связано с тем, что в нарушении постановления правительство от 2009 г. «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг», не утверждена методика расчета платы за услуги ГРЦ по проведению экспертиз по возможности использования радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости. Существующая методика действительно была принята еще в 2003 г., говорит Воробьев из Роскомнадзоре, но новая методика была утверждена Минкомсвязи в ноябре прошлого года и сейчас находится на регистрации в Минюсте.
Источник: CNews
|