Объем потребляемого трафика мобильного Интернета в России продолжит расти: до 2015 года этот показатель будет ежегодно увеличиваться вдвое, что соответствует глобальным тенденциям.
Ожидается, что мобильный Интернет трафик будет расти как в направлении увеличения объема скачиваемой информации на одного пользователя, так и в плане увеличения времени, проводимого пользователем в сети. Увеличение объема скачиваемой информации будет происходить также за счет притока новых абонентов, особенно из регионов России, где пока еще ощущается недостаток телекоммуникационных услуг. Следовательно мобильный Интернет в ближайшие 3-4 года в России станет главным фактором роста доходов операторов.
Текущая ситуация и потенциал рынка, характеризующийся взрывным ростом потребляемого трафика и увеличением количества пользователей, диктуют операторам кардинально новые условия работы, предъявляя к ним повышенные требования. Ужесточившаяся конкуренция среди операторов и снижение потребительской стоимости Мегабайта трафика, может свести на нет положительный эффект от увеличения количества абонентов и роста объема трафика, а также привести к стагнации доходов.
В то же время расходы операторов на предоставление услуг мобильного Интернета будут расти, из-за затрат на создание и обслуживание дополнительного оборудования, обладающего большей пропускной способностью. Из-за уменьшающейся разницы между ценой и себестоимостью услуги для конечного потребителя, операторы рискуют стать заложниками низкой прибыли. Зная об этой опасности, они стараются оптимизировать затраты и увеличить доходы.
Оптимизация доходов станет одним из главных вопросов для операторов. Зачастую операторы хотят развивать партнерские отношения с подрядчиками, включая их в процесс создания стоимости. Партнерство с производителями ПО и контент-провайдерами это один из путей оптимизации доходов, но важно также задуматься над тем, что смогут сделать операторы своими силами.
Ценообразование – один из ключевых инструментов управления доходами операторов. Операторы по всему миру считают многоуровневое ценообразование простым и эффективным методом получения дополнительного дохода и прибыли от услуг мобильного Интернета, по сравнению с безлимитными тарифами типа «все включено». По сути дела многоуровневое ценообразование представляет из себя сегментацию пользователей по нескольким ключевым параметрами, а именно: стоимость, объем скачиваемого трафика и скорость соединения с Интернетом. В соответствии с этими параметрами операторы предлагают пользователям варианты тарифных планов.
Часть тарифных планов в России и по всему миру «рекламируются» как безлимитные предложения, хотя в большинстве случаев существуют некоторые ограничения. Они могут быть в формах снижения скорости соединения с Интернетом, например, при достижении пользователем лимита скачиваемого трафика за определенный период. А также встречаются ограничения на определенные виды трафика.
В то же время лимиты трафика достаточно высоки, что позволяет большинству пользователей оставаться в пределах фиксируемого объема. При этом данная мера позволяет операторам избежать перегруженности сети, вызванной самыми активными Интернет пользователями, потребляющими сверх большие объемы трафика. Следовательно такие «псевдо» безлимитные тарифы, представляют собой пример многоуровневого подхода к формированию цены и применение политики справедливого использования (Fair Usage Policy, FUP).
В то же время, некоторые операторы ищут возможности использования более продвинутых моделей ценообразования. Такие модели представляют из себя стремление операторов к «интеллектуальной» дифференциации пользователей и формировании стоимости услуг в интерактивном режиме, при использовании новых критериев сегментации таких как: потребительское поведение, географическое местоположение, время, дата и загруженность сети.
Деятельность ведущих российских операторов иллюстрирует некоторые из выше описанных тенденций. Оператор Билайн в ситуации загруженности сети отдает приоритет трафика менее интенсивным пользователям. Это пример дифференциации пользователей по поведенческому критерию. Примером дифференциации по типу трафика является компания Скайлинк, установившая лимит скорости передачи данных в пиринговых сетях равный 32 Кбит/с. Пример компании ООО Скартел (бредн Yota) использует модель увеличения скорости соединения с Интернетом по требованию, предоставляя бесплатный минимум равный 64 Кбит/с с возможностью временного увеличения до 10 Мбит/с за дополнительную плату.
В конечном итоге движение к многоуровневому ценообразованию представляет из себя эволюцию мышления операторов. Тенденция такова, что операторы со временем перейдут от многоуровневого ценообразования к более сложным моделям формирования цен и генерирования доходов, учитывающим множество вышеозначенных факторов. Тем не менее одно из преимуществ многоуровневого ценообразования в его простоте. Применение новых моделей будет своего рода вызовом для операторов: не смотря на комплексность подхода, интерактивность и персонализированность услуг, операторы должны сохранить конечное предложение простым и понятным пользователям.
Источник: CyberSecurity
|