Состояние египетского телекоммуникационного миллиардера Нагиба Савириса сейчас оценивается примерно в 3,1 млрд долларов. В России он стал известен, прежде всего, по сделке "Вымпелкома" с его компанией Orascom, продав российскому оператору активы, входящие в структуру Orascom за 6,5 млрд долларов. В прошлом месяце Савирис заявил, что планирует купить долю в проблемном операторе Telecom Italia, а также приобрести французского оператора SFR.
Впрочем, в большой бизнес-структуре Савириса есть один актив, который входит в совместное предприятие. С ним в ближайшее время он ничего не может сделать, так как актив входит в совместное предприятие с правительством Северной Кореи. Это единственный в Северной Корее работающий сотовый оператор Koryolink, запущенный в декабре 2008 года.
Формально, Koryolink - это совместное предприятие между властями страны и компанией Савириса OTMT (Orascom Telecom Media & Technology), причем Савирису здесь принадлежит 75% акций, а остальное - Министерству почты и телекоммуникаций Северной Кореи.
Нагиб Савирис говорит, что в текущем году он ожидает выручки по Koryolink в размере 186 млн евро, с показателем среднего месячного дохода на абонента в размере 8,6 евро. В отличие от других операторов сотовой связи Koryolink позволяет своим абонентам совершать звонки только внутри страны, а выход на международную связь тут отсутствует в принципе, кроме того, правительство настаивает на том, чтобы вся инфраструктура оператора располагалась только внутри Северной Кореи.
Для тех немногочисленных иностранцев, которые приезжают в страну, работает отдельная сотовая сеть.
Кроме сотового бизнеса, Савирис говорит, что его компания OTMT помогает в восстановлении отеля Рюйгон, построенного в 1980е годы. После завершения реконструкции управлять данным отелем согласилась Kempinski Group, где из Рюйгон намерены создать первый в Северной Корее отель премиального класса для туристов и иностранных делегаций. Савирис говорит, что пирамидообразное здание Рюйгона в Пхеньяне - это как символ растущего либерализма в стране.
Говоря об операторе Koryolink, египетский бизнесмен заявил, что сейчас здесь абонентская база превысила 1,5 млн человек, а сеть работает в сотне небольших городов и 15 основных городах Северной Кореи. В целом территория покрытия сети компании охватывает 14% территории страны, где проживают около 90% жителей. К концу года Савирис ожидает подключения 1,7-миллионного абонента. Для сравнения: еще в 2011 году здесь было лишь 950 000 абонентов.
Согласно условиям ранее подписанного соглашения, 31 декабря 2012 года правительство Северной Кореи выйдет из капитала Koryolink и OTMT продолжит управлять этой компанией на основе ранее полученных лицензий, однако еще три года OTMT не будет иметь права привлекать в данный бизнес зарубежных инвесторов. "Мы рассчитываем, что к 2015 году Koryolink станет конкурентоспособным оператором и он будет готов противостоять вероятному приходу других компаний", - говорит Савирис.
Работать в Северной Корее Koryolink начал в конце декабря 2008 года и за первые полгода компания подключила всего 1694 абонента. Однако за последующие полгода компания подключила уже 17 000 абонентов при общем населении страны в 24 млн человек. За первые полгода выручка Koryolink составила чуть более 300 000 долларов.
Как сообщили в компании, формально сервис сотовой связи открыт в Южной Корее для всех, однако в стране нет услуги международной связи, а уровень жизни людей таков, что купить себе мобильный телефон могут единицы. К слову сказать, большая часть трубок здесь - это локализованные версии китайских аппаратов, стоимость которых здесь достигает 400-600 долларов. Самый дешевый сотовый контракт в стране стоит 850 северокорейских вон (около 6 долларов). Средний звонок обходится в 10,2 воны/мин. Самый дорогой тарифный план - 2250 вон в месяц. Купить телефоны можно только в нескольких салонах продаж оператора.
Вместе с работой оператора, Савирис надеется обосновать в Пхеньяне и собственную банковскую структуру - Orabank, которая будет на первом этапе заниматься финансированием телекоммуникационных проектов, а затем и развивать кредитование в секторе недвижимости. Сейчас в Северной Корее само понятие коммерческой недвижимости отсутствует, равно как и ипотека.
"Северная Корея меняется. Я замечаю, что здесь больше украшают улицы, появляется больше машин, в целом организовано очень хорошее обслуживание улиц и городов. Они (северокорейцы) если того сами захотят смогут без проблем привлечь столько иностранных инвестиций, сколько захотят и мировой кризис тому не будет помехой. Страна движется в сторону открытия иностранным деньгам, хотя и небольшими шагами", - говорит Савирис.
Источник: CyberSecurity
|