Рост рынка IPTV будет ускоряться, так как потенциал сегмента еще далеко не исчерпан. К такому выводу пришли эксперты рынка, опрошенные TelecomDaily. В предыдущие годы сегмент IPTV уже показывал значительную динамику. Так, по данным J’Son&Partners Consulting, сегмент IPTV наряду со спутниковым является одним из наиболее быстрорастущих на российском рынке платного телевидения.
Абонентская база платного ТВ по итогам 2012 года составила 31,9 млн. домохозяйств, что на 11% выше уровня 2011 года. При этом за 2011-2012 годы, по данным J’Son&Partners , абонентская база IPTV в России увеличилась в 1,6 раз, до 2,5 млн домохозяйств, в процентном выражении – с 6% до 8%. По мнению аналитиков, стремительному развитию IPTV способствует развитие услуг широкополосного доступа в интернет (ШПД): проникновение таких сервисов на конец прошлого года составило в России 48%.
Крупнейшим игроком на российском рынке IPTV является компания «Ростелеком» (за ними 21% абонентов платного ТВ по итогам 2012 года, что делает компанию вторым по величине игроком после спутникового «Триколор ТВ»). Как прокомментировал TelecomDaily Андрей Поляков, представитель «Ростелеком», в 2012 году IPTV бизнес компании вырос на 102%. «Конкуренты росли медленнее, но тоже прилично подросли. Рост сдерживает только наличие во многих регионах привлекательных и дешевых продуктов аналогового кабельного ТВ», - заявил он.
По мнению Андрея Полякова, об острой конкуренции со стороны других платформ говорить не приходится. Скорее, низкий сегмент рынка затрудняет работу более высоких сегментов, что сложилось исторически. Поэтому в «Ростелекоме» нацелены на построение и развитие среднего ценового диапазона рынка: ARPU компании за 2012 год, например, вырос на 20%.
Еще один крупный IPTV-игрок на российском рынке - это «Вымпелком». В конце 2012 года абонентская база «Билайн» ТВ достигла 875 тыс. пользователей в 36 городах России. Для сравнения, в конце 2009 года абонентская база «Билайн» ТВ составляла 100 тыс. пользователей. В «Вымпелком» TelecomDaily рассказали, что сейчас конкуренция на рынке платного ТВ, в отличие от рынка проводного ШПД, действительно не настолько ожесточенная. «Пока у каждого провайдера есть своя аудитория, которую еще можно увеличивать», - считают в компании.
В «Вымпелком» считают, что у IPTV есть и ряд преимуществ по сравнению с другими технологиями. Например, наличие двухсторонней связи с абонентом в отличие от того же спутникового телевидения: сигнал не только передается на экраны абонентов, но и принимаются управляющие команды с абонентских устройств (ТВ-приставок). Это позволяет управлять интерактивными функциями, которыми пользуются до 80% абонентской базы, заявили в пресс-службе компании.
У МТС также большая база платных ТВ-подписчиков, но из них только часть подключена по технологии IPTV, остальные используют кабельные и гибридные сети. По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, всего у МТС 3 млн абонентов платного ТВ (третье место на рынке – 9%), из них 1 млн подключены по кабельным сетям. Точное число IPTV-абонентов не раскрывается, но в 2012 году, по данным компании, оно увеличилось на 10-15%.
Рост ARPU в условиях насыщения рынка обусловлен, главным образом, разработкой гибких ТВ-предложений, говорит Дмитрий Солодовников. По его словам, другими драйверами роста доходов IPTV являются также дополнительные контент-сервисы и интерактивные услуги, а также HD-вещание.
Между тем, в МТС видят и недостатки в IPTV технологии: это относительно высокая стоимость абонентского оборудования, а также зависимость качества предоставления ТВ-сервисов от загруженности интернет канала, в отличие от цифровых кабельных сетей. Поэтому в перспективе МТС планирует активное внедрение гибридной платформы. По прогнозам компании, это позволит увеличить ARPU действующих пользователей за счет новых сервисов на 25-30%, а также расширить абонентскую базу.
На российском рынке гибридную платформу уже активно использует «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru»). Директор по стратегии этого оператора Андрей Чазов рассказал, что при таком подходе телеконтент и интернет-приложения передаются не по одному кабелю, а по двум разным (коаксиальному и витой паре соответственно). «Гибридная технология никак не ограничивает нас в количестве транслируемых каналов и скорости доступа в интернет», - пояснил он преимущества такого подхода.
В целом IPTV операторы сходятся во мнении, что в ближайшей перспективе этот рынок не сбавит темпов роста. Кстати, и в мире IPTV является наиболее быстро растущей технологией. По прогнозам Pyramid Research, на IPTV платформы придется 15,8% мирового рынка платного ТВ в 2017 году. А показатель в 100 млн подписчиков во всем мире будет достигнут этим сегментом уже в 2013 году, причем максимальный рост приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Среднегодовой темп роста этого рынка в период с 2008 по 2012 годы составил 40%. Крупнейшими по числу абонентов рынками по итогам 2012 года являются Китай, Франция и США (более 10 млн IPTV абонентов в каждой отдельно взятой стране). К 2017 году в денежном выражении объем мирового рынка IPTV достигнет 44 млрд долл.
Источник: tdaily
|