Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования «Рынок оборудования и перспективы внедрения новых услуг на базе технологии передачи мультимедийного содержимого на основе протокола IP (IP Multimedia Subsystem, IMS)». Одно из важнейших приложений IMS – это поддержка полноценной технологии голосовой связи в сетях LTE (VoLTE). Другим ключевым драйвером рынка IMS является возможность создания операторами конкурентных сервисов в ответ на угрозу со стороны сторонних компаний, активно разворачивающих собственные мультимедийные сервисы поверх операторских сетей.
IMS представляет собой программно-аппаратный комплекс, который является ключевым компонентом практически всех IP-сетей следующего поколения (Next Generation Network, NGN), поддерживающих SIP-приложения, и предназначается для обеспечения стандартизации мультимедийных сервисов во всех взаимосвязанных сетях. Благодаря универсальной архитектуре одна и та же IMS-платформа может быть использована для приложений и услуг в мобильных сетях всех поколений (2G, 3G, 4G), а также в фиксированных сетях.
Причем именно в сетях фиксированной связи концепция IMS появилась первоначально - как инструмент сокращения числа сетей крупных операторов (и, соответственно, расходов) за счет миграции на IP (масштабный проект British Telecom в середине 2000-х). Позже, по мере стремительного старта LTE, основной интерес к IMS сместился в сторону поддержки голосовых (VoLTE) и «расширенных» мультимедийных услуг (RCS).
IMS-сеть позволяет создать несколько ключевых механизмов взаимосвязи между сетями вместо создания отдельных соглашений на каждую услугу в отдельности. Это позволяет избежать дублирования функций и снизить издержки операторов.
Одним из важнейших драйверов внедрения IMS является необходимость поддержки голосовых услуг в сетях LTE (VoLTE).
Основные преимущества IMS: обеспечение взаимодействия разного типа сетей; возможность разработки и быстрого внедрения новых услуг, включая VoLTE; обеспечение качества оказания услуг (QoS); точное выставление счетов; снижение затрат на эксплуатацию; масштабируемость решений.
Предпосылками внедрения IMS являются: консолидация операторов и возможность предоставления конвергентных услуг; угроза со стороны ОТТ-сервисов; необходимость сокращения расходов операторов; появление и развитие сетей LTE.
Конкуренция между существующими операторами мобильной связи остается очень высокой, на рынке происходят активные процессы слияний и поглощений (M&A). Нередко консолидируются компании - провайдеры разного типа услуг (фиксированная и мобильная телефония, мобильная телефония и кабельное телевидение и т.п.). Технология IMS помогает им объединять все типы сетей в одну, реализовать комплекс услуг и сервисов, сочетающий в себе возможности мобильной и фиксированной связи на базе одной платформы (конвергентные услуги) и обеспечить операторам рост ARPU и увеличение доходов.
Сторонние поставщики текстовых, голосовых и видео-приложений (OTT-провайдеры) каннибализируют традиционные услуги мобильных операторов (голос и SMS), которые приносят последним основную часть доходов. С развитием технологий (переход на 4G) OTT-провайдеры увеличивают привлекательность своих сервисов, например, обеспечивают поддержку голоса и видео высокого разрешения (HD), что усугубляет проблему.
Очевидной тенденцией мирового рынка телекоммуникаций является рост капитальных затрат операторов. Считается, что IMS в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит операторам сократить капитальные (CAPEX) и операционные (OPEX) затраты за счет использования единой IP-сети и открытой IMS-архитектуры. Кроме того, операторы смогут быстро и с малыми затратами выводить на рынок новые услуги. Однако на начальном этапе внедрения IMS операторам, очевидно, придется увеличить свои затраты.
Резкий рост потребления мобильного трафика данных, острая конкуренция и высокий спрос на услуги мобильного ШПД требует внедрения дорогостоящих технологий LTE и LTE Advanced. Развитие сетей 4G, в свою очередь, стимулирует операторов к внедрению технологии IMS, поскольку она дает возможность внедрять голосовые услуги на сетях LTE (VoLTE) и другие сервисы.
Архитектура IMS обычно делится на три горизонтальных уровня: транспортный (уровень абонентских устройств и шлюзов); управления вызовами и сеансами (функция CSCF и сервер абонентских данных); уровень приложений.
Транспортный уровень организует сеанс связи при помощи сигнализации протокола инициации сеанса и обеспечивает транспортные услуги с конвергированием голоса из аналогового или цифрового сигнала в IP-пакеты использованием протокола RTP.
Уровень управления вызовами и сеансами осуществляет управления сеансами связи.
Уровень услуг содержит набор серверов приложений, которые уже могут не являться элементами IMS, и включает в свой состав как мультимедийные IP-приложения, базирующиеся на протоколе SIP, так и приложения, реализуемые в мобильных сетях на базе виртуальной домашней среды.
В России первые демонстрации возможностей IMS прошли в 2004-2005 гг. (компании Siemens и Ericsson). В 2006 г. Siemens открыл демо-центр IMS в Санкт-Петербурге, в котором осуществлялась демонстрация различных сервисов (Call&Share, Push And Talk Over Cellular, Mobile Presence Manager, Group Management, Instant Messages Center и др.). В 2009 г. компания МГТС планировала внедрять IMS и завершить проект на аналоговом сегменте в 2011 г., однако из-за кризиса проект был реализован лишь частично. В частности, в 2010 г. на цифровой формат переведена лишь часть аналоговых АТС, а также установлено ядро сети. В начале 2012 г. МГТС запустила в тестовую эксплуатацию первый корпоративный сервис на базе IMS, в коммерцию сервис планировалось запустить в марте 2012 г. Первой услугой стал масшабируемый сервис IP-Centrex. Ранее, в 2011 г. макрорегиональный филиал «Юг» компании «Ростелеком» использовал решение Alcatel-Lucent IMS для перевода существующей фиксированной сети на IP-архитектуру с поддержкой технологии VoIP и других современных сервисов. Кроме того, в августе 2012 г. макрорегиональный фитлиал «Урал» компании «Ростелеком» проводил запрос котировок на право заключения договора по проекту «Развитие платформы разработки и доставки услуг и элементов IMS ядра».
На рынке готовых IMS-систем действуют 7 крупнейших вендоров: Acme Packet, Alcatel Lucent, Ericsson, Genband, Huawei, Nokia Siemens Network (NSN) и ZTE. По итогам 2012 г. позиции основных производителей оборудования для IMS-сетей незначительно изменились. В частности, Alcatel-Lucent удалось оттеснить Genband со второго места. Лидером рынка по преднему является компания Huawei.
По данным Infonetics Research, продажи оборудования для IMS-сетей в 2011 г. выросли на 50%. Половина этого роста произошла за счет Северной Америки: драйвером выступил запуск сетей LTE американским оператором Verizon Wireless, который использовал IMS-платформу от NSN.
Согласно данным опроса сервис-провайдеров, проведенного Infonetics Research в 2012 г., ключевыми драйверами внедрения IMS стало развертывание LTE-сетей, а также возможность предоставления на базе IMS конвергентых услуг и создание единого стандарта.
Сдерживающими факторами развития в свою очередь являются: развитие OTT-сервисов; высокая стоимость и длительность развертывания сети; технологические сложности с развертыванием сети; сложности в развитии FMC, связанные с законодательным регулированием деятельности мобильных и фиксированных операторов; фрагментированность частотного спектра для LTE-сетей.
По прогнозам Alan Quayle, к 2015 г. уже порядка 50% операторов сотовой связи внедрят решение IMS. Наиболее востребованным развертывание сети IMS станет для мобильных операторов – к 2017 г. их доля среди компаний, внедряющих IMS, вырастет с 15% до 50%.
Ключевым фактором стимулирования спроса на дополнительные услуги является простота использования и качество соединения. Согласно опросу, проведенному в конце 2011 г. компанией Cisco, абонентами наиболее востребованы следующие услуги: распознавание речи, передача мультимедиа-контента, перевод голосового сообщения в реальном времени и пр.
В настоящее время не один из российских операторов не озвучил публично своих планов по внедрению технологий VoLTE и IMS. По оценке J’son & Partners Consulting, первые коммерческие платформы IMS появятся в сетях операторов мобильной связи не ранее 2015 г.
Источник: CNews
|