Одна из крупных независимых инвестиционных групп, ранее не причастных к телеком-бизнесу, готова инвестировать несколько сотен млн рублей в создание мультирегионального оператора фиксированной связи. По заказу этой российской инвестиционной компании Telecom провел исследование регионального рынка ШПД. Его игроки признают, что конкурировать с "федералами" становится все труднее - так что появление "мультирегионального" бренда могло бы стать для них выходом.
По данным , по итогам первого квартала 2013 года число абонентов ШПД в России превышало 23,5 млн. Доля независимых операторов за год уменьшилась на 2 %. 39% рынка занимал «Ростелеком», 12%- «Эр-Телеком», 11% - «Вымпелком», 10% - МТС, 5% - ТТК и еще 23% приходилось на прочие компании.
Если сравнивать 2011 и 2012 годы, то рост выручки независимых операторов составляет 8% в сегменте широкополосного доступа (ШПД) и 3% в сегменте кабельного телевидения. По рынку в целом в сегменте ШПД выручка поднялась на 13%, в сегменте кабельного ТВ – на 7%. Доля независимых операторов в общей выручке по отрасли неуклонно снижается. Суммарный (кабельное ТВ плюс ШПД) рост выручки независимых операторов в 2012 году (6,3%) не только оказался ниже роста рынка (10,5%), но и опустился ниже уровня инфляции (6,6%).
Как пояснил генеральный директор Telecom Денис Кусков, количество независимых региональных операторов неуклонно снижается. По его словам, если в 2013-2014 годы еще можно прогнозировать завершение нескольких сделок по покупке альтернативных телеком-компаний более крупными игроками, то к 2015 году консолидация телеком-рынка практически завершится.
Параллельно идут и другие процессы: реорганизация «Ростелекома» выходит на завершающую стадию, активно развивается «Транстелеком», а «ЭР-Телеком» продолжает экспансию. Все это приведет к тому, что практически в каждом крупном городе будут присутствовать как минимум два "мощных" прогосударственных оператора и один высокоэффективный коммерческий оператор, делается вывод в исследовании Telecom. Конкуренцию им будут составлять операторы мобильной связи из «большой тройки» со своими фиксированными активами и беспроводным интернет-доступом, а также в ряде регионов и спутниковые операторы.
В результате указанных процессов мелкие игроки будут вытеснены с рынка в те сегменты, которые экономически неинтересны крупным игрокам: малоэтажную застройку, небольшие населенные пункты, низкодоходные кластеры. Маржинальность крупных игроков будет повышаться за счет эффекта масштаба, маржинальность небольших игроков будет падать за счет падения доходов и роста постоянных затрат. «К 2015 году мелкие и средние операторы полностью перестанут интересовать крупных операторов как объект инвестиций в силу существенного технологического отставания и крупных рисков, а для абонентов из-за предоставления несовременных услуг и невозможности ценовой конкуренции с крупными сетями», - считает Денис Кусков.
Согласно полученныи данным, почти половина (48%) опрошенных региональных операторов рассматривают объединение как возможный выход из ситуации. Основные мотивы экономические: привлечение инвестиций, снижение расходов на закупку контента, магистральных каналов связи и оборудования. Однако, рыночные риски без финансового и стратегического партнерства инвестора принять на себя они не смогут.
Денис Кусков добавил, что создание мультирегионального игрока с франшизой могло бы иметь и другие преимущества: конкуренция станет более прозрачной, что скажется на доходах отрасли, поставщики контента и другие контрагенты смогут вести бизнес с единой структурой, сохранятся региональные бизнесы, повысится качество сервиса для конечных абонентов. Кроме того, региональные игроки смогут снизить операционные расходы.
Независимые аналитики, впрочем, считают, что данная модель пока остается не совсем понятной, так что сами игроки вряд ли будут торопиться с присоединением к подобной структуре. Так, аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов охарактеризовал подобную модель как непрозрачную, а выгоды для альтернативных операторов при такой объединении - как не очевидные.
Руководитель направления фиксированной связи J’son & Partners Consulting Юрий Ишмаев заявил , что «организационные, правовые, коммерческие и финансовые аспекты «нового мультисервисного оператора с франшизой» настолько расплывчаты и не подтверждены сегодняшними реалиями рынка, что пока говорить об этом серьезно рановато, а уж тем более вступать в альянс для многих было бы преждевременно». «Можно в одну телегу запрячь «коня и трепетную лань», но кто из региональных игроков готов играть роль «коня» в этой связке - решать идеологам этого альянса», - добавил эксперт.
По мнению Юрия Ишмаева, в присоединении к такому союзу есть две потенциальные категории интересантов: это "крупные региональные и даже мини-мультирегиональные операторы связи , потерявшие надежду, что их купят по нужной им и их владельцам цене, а также «откровенные аутсайдеры» на своих региональных рынках, которые не в состоянии поддерживать свой бизнес и надеющиеся «прилепиться к кораблю» или хотя бы к яхте с красивым названием».
Юрий Ишмаев признает, что стагнация рынка региональных провайдеров неизбежна. Но слухи о его скорой кончине сильно преувеличены, считает он. "За региональными активами в большинстве случаев стоят крупные топ-менджеры связных компаний уровня региональных «Электросвязей»и ГТС или достаточно влиятельные местные бизнесмены, готовые к «борьбе за выживание». В развитии таких компаний значение имеют заемные средства местных финансово-промышленных групп, поэтому многие предпочитают выжидать выгодного покупателя. Ряд достаточно крупных провайдеров не только не приостанавливает свое развитие, но и выходит на рынки соседних регионов, на новые инфраструктурные проекты", - резюмировал аналитик.
Источник: tdaily
|