"Ростелеком" и Минкомсвязи никак не согласуют условия контракта, сулящего госоператору 150 млрд руб. Как стало известно "Ведомостям", у них серьезные разногласия по проекту.
Изначально "Ростелеком" и Минкомсвязи планировали подписать контракт по проекту "Устранение цифрового неравенства" еще в прошлую субботу, но теперь подписание отложено на неопределенный срок, рассказали "Ведомостям" источники с обеих сторон. Виной тому разногласия, которые возникли у оператора и ведомства.
Суть проекта - подключение к интернету удаленных населенных пунктов, куда до сих пор не проложены оптоволоконные линии связи; в некоторых из них подключиться к интернету можно в лучшем случае через спутник. Заняв в мае 2012 г. пост министра связи, Николай Никифоров причислял решение проблемы цифрового неравенства к ключевым задачам Минкомсвязи. А в 2013 г. уточнил, что единым подрядчиком по этому проекту должен стать государственный "Ростелеком" как наиболее опытный из российских операторов. В декабрьском интервью "Ведомостям" Никифоров рассказывал об идее министерства заключить с "Ростелекомом" десятилетний контракт на 150 млрд руб. Эти средства предполагается почерпнуть из фонда универсального обслуживания, куда все российские операторы ежеквартально отчисляют по 1,2% доходов от услуг связи и за счет которого государство до сих пор возмещало убытки так называемых универсальных операторов - обслуживающих общедоступные таксофоны и пункты коллективного доступа в интернет.
Минкомсвязи хочет, чтобы список городов, которые нужно подключить к интернету, был максимально широким, говорят собеседники "Ведомостей" (в феврале 2014 г. Никифоров обещал журналистам, что такой список появится до 1 апреля). Тогда как у "Ростелекома" и его акционеров другой, более консервативный взгляд на размер этого списка.
Контракт с "Ростелекомом" "в стадии согласования", передал "Ведомостям" замминистра связи и массовых коммуникаций Дмитрий Алхазов. Этот контракт - важнейший для телекоммуникационной отрасли и Минкомсвязи сделает "всё, чтобы средства фонда [универсального обслуживания] расходовались с максимальным эффектом для населения", обещает чиновник. Но пока существуют "принципиальные аспекты", по которым еще предстоит договориться: в частности - ответственность оператора за доступность универсальных услуг связи жителям удаленных городов и за соблюдение графика создания точек доступа в интернет. Министерство считает, что ответственность должна быть в основном материальной, объясняет Алхазов, не уточняя, о чем речь.
Прежде всего она должна быть обоюдной, следует из слов вице-президента "Ростелекома" по взаимодействию с госорганами Александра Маслова. "Ростелеком" исходит из того, говорит он, что контракт должен кроме прочего еще и обеспечивать финансовую устойчивость оператора; "вокруг баланса приоритетов и идут основные дискуссии". "Ростелеком" заинтересован в добросовестном выполнении договора, заверяет он, и у компании есть для этого все возможности: с тех пор как год назад у "Ростелекома" сменился менеджмент (президентом вместо Александра Провоторова стал Сергей Калугин), закупки оператора стали более эффективными, теперь "Ростелеком" строит больше, дешевле и быстрее. Поэтому ответственность "Ростелекома" и государства за выполнение условий договора должна быть как минимум двусторонней и равноценной, настаивает менеджер. Сейчас это не так, следует из его слов: были случаи существенных задержек с перечислением оператору средств из фонда универсального обслуживания, что "может поставить под вопрос сроки реализации проекта - и не по вине исполнителя".
Судя по данным СМИ, это первые серьезные разногласия между новым менеджментом "Ростелекома" и Минкомсвязи. До сих пор чиновники министерства высказывались о действиях новой команды "Ростелекома" исключительно положительно.
Пока "Ростелеком" не договорится с Минкомсвязи, он не может подвести итоги конкурса по выбору подрядчика для проектирования и строительства этих сетей. В середине марта оператор объявил тендер на 62 млрд руб. - крупнейший по крайней мере за последние два года, его итоги предполагалось подвести 31 марта. Среди ключевых требований к конкурсантам - наличие опыта строительства телеком-инфраструктуры не менее чем в 42 субъектах Федерации и наличие специальных кадров. Плюс к тому претенденты должны были предоставить залог в 2 млрд руб.
Единственным участником конкурса оказался "Центр энергоэффективности "Интер РАО ЕЭС" (ЦЭИ) - совместное предприятие "Интер РАО" и "Росатома". Это вызвало вопросы у некоторых членов совета директоров и миноритариев "Ростелекома", с которыми поговорили "Ведомости". Об этом сказали, в частности, человек, близкий к одному из крупных акционеров "Ростелекома", и владелец небольшого пакета акций. У обоих ЦЭИ ассоциируется с владельцем банка "Россия" Юрием Ковальчуком, сын которого Борис работает председателем правления "Интер РАО". А нынешний президент "Ростелекома" Сергей Калугин долго был гендиректором "Национальных кабельных сетей", где Ковальчук-старший несколько лет являлся основным акционером.
Представители крупных строительных компаний, работающих с операторами, говорят, что их компании не участвовали в конкурсе как раз из-за его условий. "Лентелефонстрой" отказался от участия в основном из-за залога: он оказался для компании слишком велик, говорит председатель ее совета директоров Владимир Скляревский. Кроме того, "средняя цена за 1 км оптоволокна по этому конкурсу - 300 000 руб., такую цену в оговоренные сроки строительства может дать только компания, имеющая прямой доступ к электроэнергетической инфраструктуре, которой в масштабах страны обладают только энергетики". Скляревский называет тендер "Ростелекома" беспрецедентным по масштабам: всего в России строится 12 000-15 000 км оптоволоконных линий в год, а в данном случае речь идет о 40 000 км за тот же период.
"Союзтелефонстрой", с 2010 г. один из основных подрядчиков "Ростелекома", тоже не участвовал в конкурсе из-за большого залога, говорит его гендиректор Андрей Бобровский.
Источник: comnews
|