Российский рынок услуг доступа в интернет остается "практически монопольным", признала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Провайдерам приходится арендовать инфраструктуру и договариваться о пропуске трафика в основном с двумя операторами - "Связьинвестом" и "Транстелекомом". Их тарифы ФАС назвала "заградительными" и "необоснованно завышенными".
Вчера ФАС опубликовала на своем сайте результаты исследования рынка услуг по предоставлению доступа к сети интернет за 2006-2007 годы. По мнению ведомства, интернет в России по-прежнему дорогой, а уровень его проникновения низкий. Так, по данным ФАС, в 1998 году в России насчитывалось около 1 млн пользователей интернета, в 2002 году - 9,5 млн, к середине 2008 года - 33,7 млн или 24% населения страны. При этом уровень проникновения интернета в Австралии - 75%, в Великобритании - 68%, Германии - 65%. Согласно материалам ведомства, в конце 2007 года доступ в интернет по технологии Dial-Up (коммутируемый доступ по аналоговой телефонной сети) стоил 0,5-0,8 руб./мин., по технологии DSL (доступ по аналоговой телефонной сети, используя кабельный модем) - 400-2000 руб./мес. (с ограничением по трафику в 1-3 Гб), доступ по выделенным сетям - 400-5000 руб./мес. (с ограничением по трафику в 1-5 Гб).
Виноваты главным образом операторы, монопольно владеющие инфраструктурой, считает ФАС. Как следует из ее материалов, для провайдеров, которые не являются дочерними компаниями "Связьинвеста", "доля затрат на строительство сети и ввод ее в эксплуатацию составляет 60-80% от получаемых доходов, а аренда обходится в 15-25%". Но арендовать инфраструктуру тоже недешево: местные компании, владеющие линиями связи, в особенности "дочки" "Связьинвеста" устанавливают высокие цены за совместное использование абонентских линий. В результате разница в цене на оптовом рынке трафика в областных и районных центрах порой отличается в десять раз. Еще одна проблема - необоснованно высокие тарифы за доставку магистрального трафика в районные центры операторами "Транстелеком" (принадлежит РЖД), "Ростелеком" (51% принадлежит "Связьинвесту") и РТКомм.РУ (100% у "Ростелекома"). К примеру, цена 1 Гб трафика от Санкт-Петербурга до районного центра может возрасти в 12 раз.
По словам пресс-секретаря "Вымпелкома" Екатерины Осадчей, ее компания для оказания услуг широкополосного доступа в интернет арендует мощности в Сибири и на Дальнем Востоке. "Стоимость аренды там действительно превышает среднерыночную, поскольку практически нет конкуренции между владельцами инфраструктуры",- подтверждает она. "Стоимость содержания абонентской линии в крупных городах и удаленных районах разная",- возражает заместитель департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Юлиана Соколенко. По ее словам, в компании еще не ознакомились с материалами ФАС.
Антимонопольное ведомство также отметило проблему получения частот. Если оператор собирается предоставлять беспроводной доступ в сеть, согласование использования частот может составить около трех лет, а стоимость согласования во ФГУП ГРЧЦ и ФГУП "Воентелеком" достигает 200 тыс. руб., отмечают в ФАС. Коммерческий директор компании "Энфорта" Олег Тайнов называет в качестве основного барьера для развития беспроводного интернета в регионах непрозрачность распределения частот. "В течение четырех лет мы подавали заявки на частоты в диапазоне 2,5 ГГц в крупных городах, но получали отказы. В то же время появлялись никому не известные компании с федеральным пулом подобных частот",- возмущается господин Тайнов.
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин говорит, что ведомство уже приняло решение о возбуждении дел в отношении двух "дочек" "Связьинвеста" - ОАО "Сибирьтелеком" и ОАО "Северо-Западный телеком" - в части установления монопольно высоких цен за использование абонентской линии (Федеральная служба по тарифам устанавливает для "Связьинвеста" только верхнюю планку стоимости). По результатам рассмотрения этих дел ФАС обещает проверить и остальных участников рынка. Юрист компании Sameta Сергей Казаков уточняет, что в случае если факт нарушения будет доказан, ФАС может наложить штраф на эти компании, а также обязать их пересмотреть ценовую политику.
АЛЕКСАНДР МАЛАХОВ, АННА БАЛАШОВА, ИННА ЕРОХИНА, КОММЕРСАНТЪ
Источник: ComNews
|