Государственная стратегия развития информационного общества и глобальная программа "Электронная Беларусь" могут оказаться под угрозой срыва. Согласно планам Совета министров, доведённым Министерству связи и информатизации, для успешной реализации госстратегии до 2010 года к широкополосным сетям передачи данных должно быть подключено почти два миллиона абонентов. В то же время главный оператор РУП "Белтелеком" взял на себя обязательства довести собственную абонентскую базу всего лишь до миллиона, тем самым предоставив "добивать" план частным провайдерам. Последние же в силу негибкой политики монополиста фактически не имеют средств для дальнейшего развития.
Логично предположить, что борьба за миллионы пользователей сопряжена с выводом привлекательных предложений, снижением цены на доступ в Интернет, интересными акциями. Государственный провайдер может легко позволить себе первое, второе и третье, в большинстве случаев за счёт увода клиентов у коммерческих операторов. А вот последним для подключения второго миллиона, равно как и для помощи РУП "Белтелеком" в рекрутинге первого, придётся фактически прыгнуть через голову.
Известно, что на данный момент подавляющее большинство частных провайдеров испытывает финансовые трудности. Сказалась девальвация отечественного рубля и требование оплачивать внешний канал по валютным тарифам. Небольшие провайдеры вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной рентабельностью, подыскивая себе место на кладбище или богатого покупателя. Вопрос - продаться или тихо умирать - стоит остро перед всеми мелкими операторами. Что касается крупных игроков, то они точно так же балансируют над пропастью, отчаянно пытаясь не растерять абонентскую базу, выводят новые тарифы, сокращают издержки, прекращают реинвестирование и увольняют людей. Увы, успешно маневрировать на рынке удаётся лишь отечественному монополисту РУП "Белтелеком". Согласно официальным данным, начиная с 2007 года, абоненты РУП "Белтелеком" получили 11 ценовых преференций. Частные операторы, которые покупают у монополиста внешний канал, - только 5 и только на тарифы в долларах. Если учесть прошедшую девальвацию, которая обесценила и без того куцые преференции монополиста в адрес частных операторов, то, скорее всего, реализовывать государственную стратегию развития информационного общества РУП "Белтелеком" придётся в одиночку.
Впрочем, темпы вербовки новичков под государственные знамёна byfly оставляют желать лучшего. По словам генерального директора РУП "Белтелеком" Константина Тикаря, в 2006 году у госоператора было две тысячи абонентов широкополосного доступа, сегодня - больше 220 тысяч, а к новогоднему столу ожидается не менее 400 тыс. В контрольном 2010 году оператор обещает привлечь не менее миллиона абонентов. Даже если предположить, что кризис и растущее снижение доходов населения никак не скажется на желании людей платить за скоростной доступ, авторы государственной стратегии и программы "Электронная Беларусь" будут явно разочарованы. Даже если РУП "Белтелеком" справится с взятыми на себя обязательствами, судя по всему, сделано это будет за счёт других игроков рынка, частных операторов, и отрасль недополучит один миллион запланированных абонентов широкополосного доступа, что сведёт на нет планы по реализации программы "Электронная Беларусь".
К тому же, эксперты полагают, что в начале 2010 года стратегические планы будут корректироваться. Причём в большую сторону, так как отступать назад в Беларуси считается дурным тоном и открытым признанием существования отраслевых проблем.
А проблемы есть. И главная из них лежит в плоскости монопольного влияния РУП "Белтелеком" на ценовую политику. От скидок, которые даёт "Белтелеком" своим клиентам, зависят тарифы всего рынка в целом. В свою очередь, частные провайдеры довольствуются редким снижением цен на внешний канал, покупать который можно только у РУП "Белтелеком". И если с монополией на каналы и международную связь ещё можно мириться, то с дискриминационной ценовой политикой - нет. С одной стороны, если бы в роли регулятора цен выступало государство, всё было бы понятно и прозрачно. Более того, государство всегда внимательно относилось к прибыльным направлениям бизнеса, не отдавая его на откуп одной структуры. Но "Белтелеком" представляет себя исключительно коммерческой структурой, свободно распоряжается судьбой индустрии. Судите сами, сбрасывая провайдерам 10, 15 или, как недавно, 25% от стоимости канала, государственный оператор тут же корректирует и свои розничные тарифы. Только по итогам 2008 года "Белтелеком" лидировал по сумме скидок со счётом 80:30 процентов в пользу своих конечных абонентов. И даже с учётом последних скидок стоимость 1 Мбит/с канала в сеть Интернет в Беларуси - $250 для рядовых абонентов и почти $1000 для интернет-провайдеров, когда в Литве она составляет $18 в месяц, в Польше - $20, в Латвии - $21, в Москве - $33.
О том, что государственный оператор неоправданно завышает цены для провайдеров, говорилось неоднократно. При этом стоимость для операторов строится исходя не из экономических расчётов и калькуляций, а единственно решением самого РУП "Белтелеком" исходя из его видения, какую эффективность может показывать частный оператор - всё остальное изымается РУП "Белтелеком" в пользу самого РУП "Белтелеком". В результате частные операторы лишены возможности привлечения инвестиций, проекты их развития заморожены, поставлен под удар план развития всей отрасли. В качестве оправдания приводятся факты ударной телефонизации села и необходимости перекрёстного субсидирования услуг. В то же время пресс-служба Минсвязи ещё 24 октября 2008 года официально заявила, что стационарной телефонной связью обеспечено 97,6% от общего числа сельских населённых пунктов.
Государство, доказывая свою готовность поддерживать отрасль, в 2007 году по Указу Президента Республики Беларусь №96 создало целевой бюджетный фонд универсального обслуживания для того, чтобы РУП "Белтелеком" смог безболезненно заменить перекрёстное субсидирование и дать, наконец, отрасли вздохнуть полной грудью. Источниками формирования резерва фонда являются обязательные отчисления операторов электросвязи в размере 1,5% доходов от оказания услуг - самый большой из существующих налогов в абсолютном исчислении, оплачиваемых операторами. А это, ни много ни мало, $25 млн только за 2008 год. В то же время "Белтелеком" вслед за дорогими проектами IPTV и Wi-Fi представил "имиджевый" Wi-Max стоимостью в $20 млн. Несмотря на кризис и острую "нехватку" средств, со слов того же РУП "Белтелеком", национальный оператор может позволить себе такие дорогие "имиджевые" проекты и даже телефонизация села не является помехой. А вот частные операторы, судя по всему, для РУП "Белтелеком" помехой являются. Иначе никак нельзя расценить недобросовестную конкуренцию, практикуемую РУП "Белтелеком" и проводимую через свою ценовую политику. Де-факто $20 млн можно было направить на стимулирование отрасли, прекращение ценовой борьбы между монополистом и частными компаниями. Однако ситуация на телекоммуникационном рынке страны всё больше и больше напоминает пир во время чумы. Не исключено, что, занимаясь новыми проектами, РУП "Белтелеком" пытается сохранить лидирующие позиции в глазах отечественных чиновников. Дескать, работает, строит, телефонизирует. На самом деле большую часть работы по телефонизации села за РУП "Белтелеком" уже проделали сотовые операторы. При этом сотовые операторы не работают, как провайдеры, себе в убыток и прислушиваются к национальному оператору в редких, критических, случаях. В свою очередь, коммерческие провайдеры буквально пристёгнуты к седлу государственного монополиста и вынуждены работать за еду. Такой конгломерат, считают эксперты, государству не выгоден и, более того, опасен. Ведь неверный поворот штурвала приведёт к крушению индустрии, на которой государство и белорусский народ может зарабатывать миллиарды долларов. Специалисты подчёркивают, что монополия не должна быть беспредельной и переходить в нечестные виды конкуренции. Последняя, как неоднократно говорил глава государства, - путь к цивилизованному рынку, к инвестициям и новым технологиям. Увы, создаётся впечатление, что важность и необходимость программы "Электронная Беларусь" осознаёт только государство, но в силу каких-то причин контролировать её эффективную реализацию не успевает, перепоручая это заинтересованным коммерческим организациям.
АНДРЕЙ ЕРМАЛОВИЧ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВЕСТИ
Источник: ComNews
|