Правила игры на интернет-рынке остаются непрозрачными. Как следствие – накрутки рейтингов сайтов, фиктивные баннеропоказы и нечестные методы борьбы за аудиторию. И как оказывается, от «пиратских методов» не застрахован никто.
Знаменательное событие, произошедшее на днях, не может оставить равнодушным. Хоть я и не силен в програмировании (те, кто знают меня лично, подтвердят, что мой конек - финансы, но никак не програмирование), постараюсь объяснить случившееся доступным языком, для таких же, как я... Итак, некий «умник» сумел вставить кусочек програмного кода на несколько популярных украинских сайтов (football.ua, Pravda.com.ua, auto.ria.ua). Результатом работы этого кода стал тот факт, что каждое открытие странички на football.ua засчитывалось и как переход этого пользовател на сайт bigmir.net. Скажу сразу – я не склонен обвинять команду БигМира «во всех смертных грехах» и, более того, уверен, что это не их работа.
Важнее извлечь из этой ситуации урок.
Не будем забывать, что в UaNet существует давняя игра «У кого больше», и резкое повышение посещаемости bigmir.net и его подъем в рейтинге с 3го места в разделе Порталы на 2е, можно было бы списать на ее издержки. Но в результате «разбора ситуации» (так уж случилось, что моя команда отвечает за работу сайта football.ua) оказалось, что от такой «накрутки счетчиков» никто не застрахован!!! В даном конкретном случае этот факт получил широкую огласку только потому, что огромное количество переходов с сайтов-конкурентов выглядело уж оооочень подозрительно и некоторые участники рынка начали детально изучать ситуацию. Но если бы, например, по такой схеме накручивался трафик с bigmir.net на Afisha.ua или, чтоб не «обижать» конкурента, в нашем случае с football.ua на aif.ua, то никто ничего бы и не заметил. Всегда можно сослаться на «внутренний обмен трафика» в рамках одной компании.
Каков же «сухой остаток» для остальных учасников Интернет рынка? 1. Искажение табеля-о-рангах в конкретном сегменте. Как известно, рекламодатели украинского Интернета активно используют рейтинг БигМира для определения популярности сайтов и, как результат, их доли в рекламных бюджетах. 2. Более 300,000 «фиктивных» открытий страниц (около 15% дополнительного трафика). Если считать по 2 банера на страницу, то получится более 600,000 «фиктивных» банеропоказов (даже если по 10 грн за 1000....). 3. Искажение социально-демографического профиля пользователя сайта, ведь засчитана совсем другая аудитория.
В такие моменты хочется закричать «ХВАТИТ!!!». Хватит: • Играть в игру «У кого больше» • «покупать трафик» вместо «создавать новые сервисы» • Нанимать «черных SEO» вместо «развивать проект» • Делать вид, что никто об этом ничего не знает • Удивляться, почему наш Интернет рынок такой «недоразвитый» • Жаловаться, что рекламодатели планируют Интернет по «остаточному» принципу
Пока мы (сайты, агенства, рекламодатели....), наконец-то, не соберемся вместе и не выработаем понятные и прозрачные правила игры, это сделают за нас (глобализацию еще никто не отменял). И не надо каждому крупному игроку пытаться стать «большим братом», который продиктует всем эти новые правила. Первый блин (создание Ассоциации Интернетрекламы и тендер на замер аудитории, который выиграл Гемиус) оказался комом. Но давайте не будем отчаиваться и сделаем повторный заход. Но только сделать это надо всем вместе, а не так как было в первый раз – собралось несколько игроков (пусть даже и очень больших и уважаемых) и начали решать. Думаю, сейчас самое время расширить состав Ассоциации за счет новых участников (в первую очередь со стороны агенств) и или еще раз утвердить результаты проведенного тендера (и наконец-то рассчитаться с Гемиусом) или провести повторный тендер.
А к рекламодателям, которые покупают интернетрекламу, используя рейтинг БигМира , огромная просьба – смотрите, хоть иногда, раздел «Домены источники» и вам все станет понятно.
Источник: Медиабизнес
|