В англоязычном сегменте Сети массово закрываются проекты типа «Вопрос-Ответ», в которых контент генерировался пользователями, – на смену приходят новые продвинутые поисковые сервисы. В постсоветском же Интернете число ресурсов, эксплуатирующих «коллективный разум», продолжает увеличиваться. Попробуем проанализировать очередной западный тренд и заодно познакомиться с популярными сайтами «Вопрос-Ответ» (ВиО-сервисы).
Ответы зевак
США
Первыми крупными игроками, начавшими развивать ВиО-сервисы в США, были, конечно же, Google и Yahoo!
За 4 года своего существования Google.Ans-wers (answers.google.com) практически никак не менялся, принося корпорации лишь убытки вплоть до закрытия в 2006 году (русская версия - www.otvety.google.ru - продолжает работать и поныне). Аналитики из Search Engine считают причиной такого финала неудачную бизнес-модель, которая основывалась на плате за грамотные ответы специалистов (средняя цена вопроса составляла 5-10 долларов США).
Конкуренты из Yahoo! Answers (www.answers.yahoo.com) действовали иначе. Лидеры компании уловили модные веяния Веб 2.0 - user generated content (информация, создаваемая пользователями) - и активно занялись развитием лояльного сообщества, а монетизация ресурса происходила за счет рекламы. Более того, в 2006 году была проведена конвергенция сервисов, и ответы из Yahoo! Answers начали включаться в поисковую выдачу Yahoo!
Победа концепции Yahoo! Answers сильно повлияла на рынок, породив множество подражателей и сформировав тренд. Естественно, качество ответов в рамках пользовательских сервисов было очень неоднородным, чтобы не сказать низким, ведь на заданный вопрос мог ответить и академик, и восьмиклассник, и домохозяйка. Вот только последних в Сети значительно больше - так что повальная безграмотность ответов стала нормой. Данная методика до сих пор активно применяется в Рунете, но от нее, похоже, начали массово отказываться в США.
В год закрытия Google.Answers на рынок вышла Microsoft, запустив собственный сервис Live Search QnA, мотиватором в котором выступал соревновательный момент, - пользователям начислялись баллы за полные и точные ответы. Уже тогда веб-аналитики отмечали, что ричмондский гигант опоздал к раздаче. Пережив в марте 2009 года ребрендинг, 21 мая 2009 года переименованный проект MSN QnA постигла та же участь, что и сервис Google.
На данный момент в сфере «коллективного разума» у Yahoo! Answers практически не осталось серьезных конкурентов, за исключением разве что ресурса «Википедии» - Wikianswers (www.answers.wikia.com), отличающегося отсутствием обязательной регистрации, и сервиса Mahalo.Answers (www.mahalo.com/answers), возродившего бизнес-модель Google.Answers (пользователь выбирает и оплачивает лучший ответ, цена - 75 центов).
СНГ
Свои «монстры» есть и в Рунете. Прежде всего стоит назвать проект «Ответы@Mail.Ru» (www.otvety.mail.ru), построенный по модели Yahoo! Answers, и реинкарнированный в России сервис «Google. Вопросы и Ответы» (www.otvety.google.ru/otvety), отказавшийся от схемы монетизации предшественника.
Качество как ответов, так и вопросов на такого рода ресурсах оставляет желать лучшего: традиционно пользователи глупят, рекламируют собственные сайты, копируют тексты из «Википедии» и активно обсуждают темы типа «Куда деваются комары и мухи?» или «Планета Нибиру, которая раз в 3600 лет приближается к Земле, и с нее слазят инопланетяне и тырят золото».
«Яндекс» запустил свой аналог (www.ask.yandex.ru) в феврале 2009 года, который несколько отличается от предшественников как структурой (пользователь может выбрать тип ответа - экспертный либо ораторский), так и паразитизмом на старожилах, производя поиск по «Ответы@Mail.ru», Genon.ru, «Грамота.Ру» и другим ВиО-сервисам.
Платные ответы
Сервисы, где авторы ответов получают гонорары, - непопулярны. Причиной тому стали как не массовый (а значит, «неудобный» для владельцев) формат, так и психологическая неготовность спрашивающих платить за приобретаемые знания.
В целом для таких ВиО-систем можно очертить два способа монетизации:
* пользователь должен заплатить за инфор- мацию другому пользователю (площадка возьмет свою маржу); * владельцы сервиса платят авторам и редакто- рам за популярные ответы (энную сумму за 1000 показов).
Обмениваются деньгами пользователи уже упоминавшегося выше сервиса Mahalo.Answers, и то - в Северной Америке. На просторах СНГ первый метод по социопсихологическим причинам не прижился. По второму в Рунете работает только один ресурс - Genon.ru. Он предлагает своим авторам сумму в 30 рублей за 1000 посещений созданного ими вопроса-ответа. Также существует категория редакторов, улучшающая качество контента, - они получают 10 рублей за 1000 переходов на материал.
Модель на первый взгляд окупаема при продаже на площадке рекламы, ведь и «эксперт» и «редактор» заинтересованы в качественном, а главное, посещаемом ответе. Но на практике она, что говорится, «не прошла». Проект с осени 2008 года перестал подавать признаки жизни, да так и неясно, как его создатели вообще защищались от нечистоплотных пользователей, которые могли зарабатывать на кликботах.
В целом сервисы, на которых юзеры смогут зарабатывать деньги, можно охарактеризовать как сети следующего поколения. В подтверждение этих слов в начале лета 2009 г. активно заработал сайт, открыто провозглашающий себя ресурсом Веб 3.0. «В начале развития Всемирной Сети предприниматели платили за контент профессионалам, посетители же получали его совершенно безвозмездно. В Веб 2.0 информация генерировалась самими пользователями, которые тоже имели к ней бесплатный доступ. Веб 3.0 - новое поколение Интернета, когда пользователи получают деньги за свою интернет-активность, а другие платят за потребление необходимых им данных», - пишут создатели Web-3.ru.
Ответы цифрового мозга
А вот это и есть новый тренд. В США после массового закрытия ВиО-сервисов все чаще запускаются ресурсы, в которых ответ генерируется компьютерным разумом. Среди них следующие: Wolfram|Alpha, Watson, Liquid Information, Answers.com
Начало всему положил именно проект компании GuruNet - Answers.com. Запущенный в 2005 году, он предоставил новый подход к поиску. Технология 1-Click Answers - это уже даже не поиск, а чистая информация, собранная в режиме реального времени из различных источников (энциклопедии, архивные данные, карты, словари, разнообразная статистика). Например, введя запрос Microsoft, пользователь получит досье на компанию, актуальные котировки ее акций, новости, перечень продуктов, видеоролики и пр.
Об успешном создании и запуске своих «машин ответов», умеющих проводить семантический анализ текста и распознавать закономерности при исследовании баз знаний, в апреле-мае 2009-го заявили компания IBM (проект Watson, он же DeepQ&A) и Стив Вольфрам (Wolfram|Alpha). Но если компьютерная система Watson свое боевое крещение получит чуть позже, в прямом эфире телевикторины Jeopardy! в противостоянии с людьми-знатоками, а полноценный запуск планируется только в 2010 году, то Wolfram|Alpha (www.wolframalpha.com) уже работает и убедительно оправдывает возлагавшиеся на нее надежды.
Данная «система вычислительных знаний» по законам нового жанра делает не подборку источников с искомой информацией, а строит полноценный ответ на вопрос в реальном времени. Отличительной чертой является упор на визуальную составляющую: графики, схемы, таблицы, карты - очень красиво, информативно и на первых порах впечатляюще. Разработчики проекта определяют свою цель как «сбор и курирование всех объективных данных и вычисление всего, что только можно отыскать, обо всем на свете».
Вертикальный (тематический) поиск
Идея вертикального поиска была рождена небольшими поисковыми системами еще в эпоху бума доткомов (конец 1990-х). Эти мини-сервисы не могли конкурировать с гигантами рынка, а потому начали искать собственные, уникальные ниши.
И у крупных поисковиков дошли руки до «составления пазлов». Они это делают даже эффективней, научившись анализировать и распоряжаться собранной базой информации. Безусловно, это не «коллективная мысль» пользователей ВиО-сервисов и не «робомозг», дающий готовые и бескомпромиссные ответы, но отдаленно сходство прослеживается. И не упомянуть о вертикальном поиске в данном материале было нельзя.
Сервис вертикального поиска Yahoo! Glue (www.glue.yahoo.com) появился в ноябре 2008 года в качестве эксперимента и до сих пор находится в стадии бета-тестирования. Его алгоритм - это, по сути, рубрицирование выдаваемого контента, извлеченного из популярных тематических сервисов.
Например, введя запрос Tarantino, мы получаем страницу, разбитую на блоки:
* биографические данные режиссера с Wikipedia; * ролики с YouTube; * товары из магазина Amazon.com; * новости и фотографии (из собственной базы поисковика Yahoo!.com); * музыка, написанная Квентином, с last.fm; * записи блогеров, найденные с помощью Google Blog Search; * контекстная реклама.
Удобно - вся популярная информация cконцентрирована в одном месте.
В Рунете вертикальным поиском начиная с 2007 года активно занимается «Рамблер» (nova.rambler.ru). Правда, в итоге все его достижения в данном направлении свелись к распределению поискового трафика по собственным проектам.
Нынче главным новатором в этой области является поисковая система «Нигма» (www.nigma.ru), которая хоть и не совершает полноценный вертикальный поиск, но уже включила в выдачу базу знаний из 12 миллионов вопросов и ответов, позволяющих получить краткую справку об искомом объекте. О работе над превращением поиска в вопросно-ответную службу свидетельствует и введение предсказания набора в строке поиска, позволяющего установить диалог с пользователем и ответить на его вопрос еще до того, как он будет сформулирован.
Так, на запрос «Тарантино», случайно введенный латинской раскладкой (Nfhfynbyj), система сразу предложила порядка десяти возможных вариантов продолжения вопроса (род деятельности, когда родился, imbd, награды и т. п.) с готовыми ответами. Справедливости ради стоит сказать, что подобные улучшения проводятся и Google для базового поисковика.
Итого
После всего вышесказанного можно выделить два главных ВиО-тренда будущей пятилетки - улучшение искусственного интеллекта, вооруженного всевозможными справочниками и живущего на скоростных серверах, и поисковые системы, превращающиеся в справочные.
Перспектива пользовательских ВиО-служб (пусть и Веб 3.0) как поставщиков качественного контента, весьма туманна. Они явно проигрывают как в релевантности, так и в скорости предоставления информации.
Автор Сергей Паранько
Источник: itc
|