Сервис по ведению микроблогов Twitter стал исключительно популярным способом общения в интернете. Аудитория сервиса прирастает сотнями процентов по всему миру. В России, однако, предпочитают «старый добрый» Livejournal. Почему?
По официальным данным сервиса Twitter, в ноябре 2009 года его аудитория составляла более 60 млн пользователей, а ежемесячный прирост в 2009 году достигал 140%. В чем же секрет?
Twitter позволяет пользователям делать записи в своих дневниках длиной не более 140 символов на каждую. Это позволяет вести блоги даже тем, у кого «нет на это времени». Оказывается, если не разрешать людям писать длинные посты (а значит, осознанно тратить на это свое время), они охотно будут делать короткие «репортажные» записи о своей жизни в те самые моменты, когда она происходит. И лучший инструмент для этого - смартфон. Так, например, рассказывают о своей жизни американские и русские космонавты, звезды шоу-бизнеса, журналисты. Несколько месяцев назад Twitter был едва ли не единственным источником правдивой информации о событиях в Иране сразу после окончания президентских выборов.
Свой блог на Twitter по адресу @ericschmidt завел даже главный исполнительный директор Google Эрик Шмидт.
Сейчас у него уже свыше 10 тыс. читателей. Есть свой блог в этой социальной сети и у Бритни Спирс. В Японии местный подросток написал в Twitter роман при помощи мобильного телефона во время долгих переездов из дома в школу и обратно. Роман стал необычайно популярен в интернете и был затем опубликован в печатном виде, что сделало творческого подростка миллионером.
Иногда Twitter приносит не общенациональную известность, а проблемы.
Например, баскетболистов NBA стали штрафовать за ведение микроблогов: те умудрялись делать записи в перерыве матча. Американский пользователь «Твиттера» Dana Hanna зашел еще дальше: он вел прямую трансляцию в Twitter собственной церемонии бракосочетания. Зависимый от социальных сетей молодой муж не оторвался от смартфона даже во время объявления о заключении брака. Одна из записей в его блоге звучит так: «Я уже у алтаря с @TracyPage. Секунду назад она стала моей женой. Надо бежать, я должен поцеловать свою невесту».
За ситуацией наблюдал священник, который не растерялся и произнес: «Вы теперь муж и жена. Об этом уже записано на небесах, и вы об этом написали в Twitter. Ваш брак подтвержден документально».
Иногда Twitter вызывает в обществе негативную реакцию. На днях, например, стало известно, что к сервисом активно пользуются американские мафиози. Они делают короткие записи с целью координации своих действий, а также в качестве площадки для «наездов» на представителей других банд. Полицейские пытаются отслеживать записи преступников. Однако расшифровать их не так просто: в общении друг с другом мафиози стали использовать собственный сленг.
В Норвегии Twitter и вовсе могут запретить. Причем вместе с этим сервисом норвежское общество защиты потребителей страны хочет запретить использование ее гражданами социальных сетей Facebook и LinkedIn.
Причина такого негативного отношения - тот факт, что многие социальные медиа (сайты, выстраивающие сообщество вокруг определенного вида контента (текста, видео, фото) или аккаунта пользователя) требуют при регистрации большое количество личных данных, что по мнению общества защиты потребителей дает почти неограниченный доступ в частную жизнь человека без его ведома. Иногда это приводит к сложным проблемам во взаимоотношениях и даже к разрывам семейных связей: нередки случаи, когда жена узнает об измене мужа именно через его записи в интернете. Поэтому норвежские власти вполне могут запретить работу некоторых социальных медиа на территории своей страны до тех пор, пока они не усовершенствуют текст пользовательского соглашения в части условий распространения конфиденциальной информации.
Феноменальный успех сервиса микроблогов подтверждают и поисковые системы. Так, Google утверждает, что слово «Twitter» в 2009 году было третьим по популярности в мире поисковым запросом. Yahoo! и Bing поместили «Twitter» и вовсе на вторые строчки своих хит-парадов запросов. На первых строчках рейтингов «Яндекса», однако, места новомодной социальной сети нету. Почему?
Аналитик компании «Финам» Татьяна Менькова объясняет популярность Twitter тем, что сервис предполагает «легкий формат, который сочетает в себе элементы блога, социальной сети и чата, при этом плотно интегрирован с различными мобильными инструментами».
«Общение идет оперативно, не требует от пользователя написания каких-то длинных текстов - можно общаться небольшими репликами, фактически в онлайн-режиме. Это удобно и интересно, что подтверждается и динамикой пользователей», - говорит эксперт.
В России, однако, «Живой журнал» гораздо популярнее. «Один из факторов - слабое развитие (в частности, в силу высокой стоимости) мобильного интернета.
Кроме того, как мне кажется, средний пользователь рунета отличается более высоким интеллектом, по сравнению с рядовым пользователем, скажем, в США. Как результат, россиянин предпочитает более вдумчивое общение в полноценных блогах. А для любителей чатов соответствующие сервисы и так представлены на достаточном уровне», - рассуждает эксперт. В то же время Менькова отмечает, что рост популярности блогов замедляется, т.к. «существенная часть потенциальной аудитории уже выбрана, а дальнейшая динамика будет связана с органическим приростом количества пользователей рунета».
Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Сергей Ермилов говорит, что уникальность Twitter – «в оригинальности подхода и точности попадания в современный ритм жизни». «Не все готовы тратить много времени на общение в интернете, но всем хочется быть на связи с друзьями / близкими / коллегами, хочется делиться новостями и т.п. Помимо частных пользователей быстрыми темпами растет аудитория компаний, ведущих в «Твиттере» корпоративные микроблоги, что является весьма действенным способом продвижения», - говорит он.
«Отсутствие популярности в России, на мой взгляд, обусловлено следующей причиной: русский язык, в отличие, скажем, от английского гораздо меньше приспособлен под лаконичные конструкции
(в частности, поэтому деловую переписку проще вести на английском): слова длиннее, чаще необходимо ставить знаки препинания и т.п. Либо пользователи в большинстве своем недостаточно владеют инструментом (в смысле, русским языком)», - рассуждает Ермилов.
Независимый специалист рынка коммуникаторов-смартфонов Марина Рожкова говорит, что русское Twitter-сообщество есть, и немаленькое, хотя, конечно, до западного по размеру ему еще далеко. По мнению эксперта, не столь бурный рост Twitter отчасти объясняется слабой привязанностью россиян к «умным телефонам» с беспроводным доступом к интернету. По мнению специалиста, считать Twitter конкурентом традиционным социальным сетям или блогхостингам нельзя: задача сервиса – исключительно в том, чтобы люди имели возможность оперативно делиться новостями с друзьями и коллегами. А такая потребность есть и в России.
Главное - подождать. «Аудитория Twitter нарастает как снежный ком, и в ближайшее время этот рост продолжится, в том числе и в России», - говорит Рожкова.
Случай с Twitter показателен: в России многие сервисы не находят достаточно большого числа клиентов из-за технологической отсталости страны в целом. В частности, Twitter'у явно не хватает мобильного интернета и достаточного числа соответствующих девайсов на руках у абонентов. По всеобщему признанию экспертов, «люди и в России, и на Западе одни и те же. Традиционные площадки для ведения блогов, вроде Livejournal, были популярны в США и Европе несколько лет назад, а сейчас их популярность немного снизилась. Полюбят ли россияне Twitter, покажет время
Источник: gazeta
|