Руководству Google придется мучительно выбирать между бизнесом и идеологией
Почтовые ящики китайских правозащитников подверглись хакерским атакам. На беду, эти самые правозащитники пользовались службой Gmail, и теперь честь мирового поискового гиганта задета. Промолчать в такой ситуации никак нельзя, и юридический директор Google поспешил сделать заявление о том, что компания может покинуть китайский рынок. Интрига: верить или нет?
Попробуем разобраться. Ни для кого не секрет, что между США и Китаем, несмотря на то, что они являются давними и успешными бизнес-партнерами, частенько возникают разногласия, политики обмениваются обвинениями и уколами в адрес друг друга. Обвинения в основном носят декларативный характер, работают на сложившийся имидж стран и при этом мало сказываются на товарно-денежных отношениях. Часто это всего лишь мишура, пыль в глаза обществу, а на деле выходит что-то вроде игры в хорошего и плохого полицейского: характеры разные, а по сути, задачи и интересы общие. Стоит ли путать бизнес с идеологическими вопросами, и насколько одно мешает другому?
Боюсь, поиски ответа для Google могут оказаться мучительными. Вся сложность в той самой «американской» мечте, которую принято иронично обсуждать, хвалить, ругать, над которой часто смеются и которая так чужда жителям СНГ.
Google, выходя на китайский рынок в 2006 году, шла на серьезные компромиссы ради денег и дальнейших перспектив роста. Google.cn ничуть не хуже китайского поисковика Baidu выполнял работу строгого цензора и выдавал отфильтрованные поисковые результаты. Американская мечта манила и заставляла год за годом забывать о репутационных потерях и свободе слова. Бизнес есть бизнес, а деньги есть деньги. Деньги, кстати, заработанные вполне честно, пусть и в среде, чуждой для американской идеологии. Это обычная практика: деловая и политическая сферы мало соприкасаются, политики соревнуются в красноречии, а корпорации продолжают преспокойно зарабатывать. Беда китайского Google в том, что он оказался на пересечении этих сфер.
И вот теперь, как бы этого на самом деле и не хотелось руководству компании, придется выбирать. На одной чаше весов 350 миллионов китайских интернет-пользователей и перспективнейший растущий рынок, а на другой – красивые слова, человечность и основные американские принципы.
Что выберут Ларри Пейдж и Сергей Брин?
Автор Олег Сотников
Источник: slon
|