Детали ссоры Google с Китаем все описали еще неделю назад, с причинами оказалось сложнее. Всю неделю мне было интересно: во что она разовьется? В русле конфликта между поисковиком и Поднебесной последовали другие истории — относительно небольшие, но тем не менее шумные. Все вместе они складываются в серьезную картинку: похоже, в результате кризиса, который Китай выдержал лучше прочих, меняется основа отношений между Китаем и Западом.
Интрига демарша Google за прошедшие дни не стала яснее. В версию бескорыстной борьбы поисковика за свободу, добро и красоту поверить трудно.
Во-первых, что это за внезапное обращение Савла в Павла? Несколько лет Google благополучно цензурировал запросы китайских пользователей, и вдруг на него озарение снизошло?
Во-вторых, а что такое случилось? Некие (пусть даже правительственные, хотя доказательств до сих пор нет) хакеры проникли в несколько правозащитных почтовых ящиков, но почту прочитать не смогли. На фоне общего объема клиентской базы Google в Китае (а поисковик держит почти треть 380-миллионной интернет-страны) атака массированная, куда уж больше. И потом, а Google откуда знает, что в ящиках именно правозащитная переписка? Он что, сам перлюстрирует клиентскую почту?
В-третьих, мейнстримная американская пресса стала на защиту Google до неприличия единодушно — и Бог бы с этим. Примечательнее, что не заставила себя ждать поддержка госдепартамента. Понятно, когда государство поддерживает зарубежную экспансию отечественной компании. Но когда оно специально поддерживает компанию в том, чтобы экспансию НЕ проводить,— это странно. Не хочешь работать в Китае — не работай, уходи. Для отступления нужно артиллерийское прикрытие от Хиллари Клинтон?
Версия, что Google просто не достиг поставленных бизнес-целей и решил напоследок хлопнуть дверью, тоже не убеждает. Хоть он и не обошел местный поисковик Baidu, но все же отъел существенную долю рынка — и в последнее время доля Google росла, а Baidu — снижалась. В этой ситуации странно жечь мосты.
То есть их можно жечь, если на кону — что-то еще большее, чем Китай. Большее (уж извините опять за цинизм), если мерить в деньгах, а не в принципах. И тут мне кажется интересным суждение аналитиков портала TechCrunch. Baidu — не только удачливый конкурент Google в Китае. Baidu — его главный конкурент в мире: 8 млрд запросов по Baidu в июле — это чуть меньше, чем 8,9 млрд по Yahoo, у которого клиентская база стагнирует. А больше между Baidu и Google никого нет. Поэтому, когда вскоре дело дойдет до новых интернет-поглощений, борьба развернется именно между Google и Baidu. И понятно, что после нынешнего скандала любая попытка китайской экспансии будет блокирована политическим решением США — к ликованию прогрессивной общественности. Пойдя на конфликт с Пекином, Google заработал (по предварительному согласованию?) отличный административный ресурс в Вашингтоне.
Теперь нужно только поддерживать адекватный градус общественного негодования против коммунистических китайских сатрапов. И вот начинают расходиться новости, например, вроде этой, про цензуру SMS-ок в Китае. Новость наверняка техническая, местного значения (неужели до сих пор в Китае не было мониторинга SMS-ок по ключевым словам, везде было, а в Китае не было?), — но в нынешней обстановке приходится ко двору и становится мировой.
В этом контексте хоть какой-то смысл приобретает запрет китайцами 2D-версии «Аватара». Разные СМИ объясняют, что китайцам в некоторых регионах, как народу нави в кино, грозит переселение — и сюжет может спровоцировать их на бунт, оттого фильм и запретили. Ребята, вы много китайского кино смотрели? Вы знаете, что восстания там — среди самых употребительных сюжетов? И эти фильмы народных волнений не вызывали, а «Аватар» вызовет? И потом, какой смысл запрещать 2D и оставлять легальными 3D? Я не сомневаюсь, что в Китае уже произведены и продаются тысячи подпольных 2D-копий «Аватара». Короче, запрет, видимо, не для реальной жизни внутри, а для асимметричного ответа вовне. Пусть риторического, но ясно слышного: «Наши порядки — не ваша печаль, большеносые варвары. Вы там барьеры против нас тихой сапой ставите? Ну вот получите сами».
Похоже, происходит фундаментальный сдвиг. Соглашаясь на цензуру несколько лет назад, Google аргументировал свое решение общей западной парадигмой: коммерческие контакты с Западом втянут Китай в процесс перемен и постепенно изменят сущность китайской системы.
Эта концепция — «миссионерского капитализма» — очевидным образом не срабатывает. Выйдя из кризиса в лучшей форме, чем Запад, Китай не видит смысла изменяться по миссионерским рецептам. И это при том что в Срединном государстве никогда раньше не было столько связей с Западом, столько возможностей для поиска информации, столько людей, получивших образование и опыт работы в Британии и США. Столько возможностей для международного бизнеса — и столь интенсивного использования этих возможностей. Как нарочно, именно посреди скандалов про Google и «Аватар» власти Шанхая объявили о скорой либерализации выхода китайского капитала на зарубежные фондовые рынки, и это касается не олигархов, а массы местных частных инвесторов. Как оказалось, коммунистический Китай не боится открытости в этом смысле. Новое поколение китайцев пощупало Pax Americana руками — и это мироустройство оказалось среди них гораздо менее популярным, чем среди их старших братьев, взрослевших на заре китайских реформ.
Раз миссионерство не вышло, у Штатов, видимо, остается небогатый выбор — «сдерживать» Китай или сосуществовать, сжав зубы. Ссора с Google может означать попытку пойти по первому пути. Но в конце концов не избежать второго. И диктовать стиль этих отношений, похоже, все больше будет Пекин, а не Вашингтон.
Автор Владимир Тодрес
Источник: gzt
|