Серьезная исследовательская компания Nielsen буквально на днях опубликовала результаты исследования отношения 27 000 интернет-пользователей разных стран к необходимости платить за контент. Результаты поразительные: за контент люди платить не хотят. Вообще ни за какой. Даже за кино: почти половина опрошенных не готовы платить за скачивание фильмов. И с чего бы им хотеть платить, когда все можно получить бесплатно. Мне кажется, что уже всем очевидно: все моральные аргументы против кинопиратства себя исчерпали. Уж слишком абстрактно это звучит. Бессмысленно пытаться объяснить среднестатистическому юзеру, что скачивание фильма и кража, например, DVD из магазина – это одно и тоже. Не верит. А уж про то, что он крадет деньги у людей, которые в буквальном смысле слова жизнь положили, чтобы кино сделать, даже начинать разговор не стоит.
Среди аргументов, которые вы непременно услышите, ввяжись вы в спор с потребителем пиратской продукции, будет, например, мой извечный фаворит «я бы все равно на эту фигню в кино не пошел, только так – одним глазом посмотреть». Ну и кроме всего прочего понятия «кино» и «большие деньги» в умах людей, с кино никак не связанных, абсолютно синонимичны. Поэтому, с их точки зрения, если голливудские актеры получают по $20 млн за роль, то значит там все в этой индустрии богатые, а у богатых можно и отщипнуть кусочек. Авось не убудет. И можно долго объяснять, доказывать, приводить примеры из жизни – не поможет.
Есть, конечно, в этом вопросе и «сумеречные» зоны. Например, скачивание телевизионных сериалов. С одной стороны, вы как бы лишаете компанию-производителя части доходов от продаж DVD. С другой – компания-производитель все свои расходы на создание плюс прибыль уже получила. Если вы сериал видите, значит за него уже заплатил телеканал. Кроме того, в отличие от кино, сериал идет по бесплатному телевидению (если, конечно, это не кабельный сериал). Тут есть о чем поспорить.
Что самое смешное, как мне кажется, так это что преступлением скачивание фильмов (у нас) не считают даже те, кто с этой проблемой якобы борется. Ну вот на днях закрыли сайт torrents.ru. Говорят, закрыли к визиту именитых иностранных гостей в рамках программы по симуляции бурной деятельности. Как закрыли? Отобрали имя. То есть буквально через час сайт с торрентами уже снова работал, просто назывался иначе. Это серьезно?
С другой стороны, уже очевиден и другой момент. На Западе, где к проблеме относятся всерьез, сделать с ней тоже ничего не могут. Несмотря на всевозможные драконовские меры, интернет-пиратство как существовало, так и существует. Если фильм утек в сеть, то можно попробовать замедлить его распространение, но остановить его невозможно.
И бесполезно, даже в законопослушных западных странах, ужесточать законы за пиратство. Вот вам чудесный пример. Каждый год члены Американской киноакадемии получают DVD с номинированными на премию фильмами. Причем в отличном качестве. Рассылают даже самые горячие новинки, которые все еще идут в широком прокате. Каждый год (!) непременно самые интересные из этих фильмов академики сливают в сеть. Это при том, что количество академиков, их имена, адреса и паспортные данные известны и отловить автора слива существенно проще, чем, например, человека выложившего в сеть camrip фильма. Каждая копия, которую получают академики, предваряется пятью минутами титров, в которых за утечку копии обещается тюрьма, штраф, публичное унижение и средневековые пытки. Помогает? Ответить на этот вопрос вам поможет понимание того, что в торрентах лежат в DVD-качестве фильмы «Мне бы в небо» Джейсона Райтмана и «Шерлок Холмс» Гая Ричи.
Я думаю, недалек тот день, когда студии будут соизмерять потенциальную прибыль от наличия у фильма «Оскара» (а премия может стимулировать продажи DVD, увеличить стоимость телевизионных прав, и так далее) с потенциальными убытками от утечки хорошей копии картины в сеть.
У российских производителей дела обстоят еще хуже. Мало того, что снятые на камеру в кинотеатрах версии фильмов появляются в сети через 20 минут после премьеры. Так с завидной регулярностью в сеть утекают мастер-копии DVD!
Понятно, почему люди качают фильмы из сети. Совсем не только потому, что бесплатно. Во-первых, это быстро. Минут 20 на фильм – это максимум для скачанивания новинок. Это вместо похода в кино, или, что вероятнее, похода в магазин DVD. Он далеко, там очередь. А если вы сидите в тепле дома и на холодную улицу вам не хочется? А уже тем более, если вы болеете и валяетесь дома с температурой? Куда проще скачать. Во-вторых, гигантская кинобиблиотека у вас буквально на кончиках пальцев. Скачать можно практически все, что угодно. Google + программа для торрентов и домашний кинотеатр у вас прямо в ноутбуке. Кроме того, все популярнее становятся портативные видео-плееры. Где для них взять легальный контент? Нет для них легального контента. Даже если вы купили DVD, то скопировать фильм на диск вы не можете – с точки зрения студии-производителя это нарушение ее авторских прав. DVD теперь идут с бесконечными защитами от копирования. Справедливости ради, обойти их может даже первоклассник, но важен сам факт.
С недавних пор, видимо, почувствовав спрос, начали выпускать диски с так называемой digital copy внутри. То есть с файлом, на котором записан фильм. Если у вас есть PMP – смотрите на здоровье. Но ведь тоже все не слава Богу. Эти файлы защищены нечеловеческим количеством всяких систем защиты от копирования, через которые вам предстоит продраться, прежде чем кино запуститься. И, самое смешное, точно также digital copy делит мир на зоны. Если вы гик из России и купили себе на amazon.com супер-подарочное лицензионное издание за $100, то файл у вас не запустится. «Только на территории США». И наплевать им, что вы купили дорогое и родное, а не скачали пиратское. Идите в жопу, уважаемый покупатель.
Или еще один важный нюанс. Политика российских прокатчиков такова, что иногда самые интересные фильмы до нашего зрителя просто не доходят. Я не про «Аватар» или «Бэтмен», там как раз все красиво и день в день. Например, удивительно хороший фильм «Повелитель бури» (очередной пример патологически плохого перевода названия) Кэтрин Бигелоу. Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре 2008 года. Летом 2009 года он вышел в прокат в США. А в России когда? 14 января 2010 года. И, мягко скажем, не в широкий прокат. Хорошо хоть вышел, а ведь сколько хороших фильмов проходит совсем мимо нашего проката?
Это все не может не раздражать.
Проблема, настоящая проблема, которую никто почему-то не пытается решить, не в том, что пиратство нельзя победить, а в том, что в нынешних условиях этого делать не надо! Как там было? Если восстание нельзя остановить, его нужно возглавить. Вот ровно тот случай! Сегодня для кинокомпаний создан гигантский рынок сбыта. Гигантский. Он уже обладает всей необходимой инфраструктурой, тут уже все ко всему привыкли. Бери и пользуйся. Предлагай легальный контент, бери за него деньги. Понятное дело, что не все и не сразу захотят платить деньги за то, что можно бесплатно. Но ведь кто-то же захочет? Особенно если это будет просто и понятно. Например, стоимость скачивания фильмов будет включена в ежемесячную абонентскую плату за интернет. Или еще как – неважно. Я как пользователь, никогда фильмы из сети не скачивавший, буду счастлив заплатить. Разумную сумму, понятное дело, но в принципе я готов платить. наверное таких как я мало, но мы есть. И сейчас мы не скачиваем, но и не платим. А могли бы.
Но ведь этого не делается. И не будет делаться. Недавний пример с историей про цены на электронные книги тому чудесное подтверждение. Крупнейший в США интернет-магазин Amazon.com решил установиться на все электронные книги, которые продает, единую цену $9,99. Очень, надо сказать, для Америки разумная цена. Особенно за свежие релизы. За настоящую книжку в магазине можно отдать и $20 и $30. Что произошло дальше. Дальше появилось издательство, которое сказало Amazon.com – дешево берете. Надо дороже. И после нескольких месяцев выкручивания рук, магазин сдался и цены повысил. И кому от этого стало лучше? Книжки в интернете бесплатно найти не сильно сложнее, чем фильмы или музыку. Те же торренты вам в помощь. И вот люди, которые были готовы с легкостью отдать свои десять долларов за книжку, увидев новый ценник – $14,99 – отправляются на торрент-сайты. Это с книжками. Книжку издать проще и дешевле, чем выпустить фильм.
Студии никогда не договорятся о единой стоимости для фильмов. Никогда. Это как заставить кошек ходить строем. Это не музыка, где все, опять-таки, проще и дешевле. Слишком много заинтересованных лиц. И не будет в ближайшем будущем аналога магазина iTunes для кино. Особенно для российских пользователей. Российских пользователей даже уже существующий сайт не жалует, подозревает в незаконных намерениях, а уж чтоб кино продавать – не будет такого. Хотя, может, я погорячился. Может все-таки будет такой онлайн-магазин. Но, учитывая опять-таки количество заинтересованных лиц, он будет дорогой, неудобный, бесконечно технически сложный и не для российских пользователей.
И что в результате. Скачать фильм легально в интернете человек не может, не дают ему этого сделать. Ни бесплатно, ни за деньги. Вот он и качает с торрентов. Это, конечно, не может быть оправданием, но должно быть стимулом.
Источник: gzt
|