Платный контент - это тема, которая не сходит со страниц онлайновых изданий (да и бумажной прессы) уже не первый год.
Она особенно активизировалась с кризисом, когда доходы владельцев сайтов от рекламы стали уменьшаться. Одним из адептов платного доступа к онлайновому контенту и к новостям в частности является американский медиамагнат Руперт Мердок.
Вчера стало известно, что Мердок готовится подать в суд на поисковую систему Google. Причина недовольства бизнесмена - индексация поисковиком новостей, размещаемых на его сайтах, и, как результат - снижение посещаемости и уменьшение доходов от рекламы.
Единственная ситуация, в которой Google может избежать судебного разбирательства с Мердоком - плата за право индексировать издания, принадлежащие Мердоку. Среди них - The Wall Street Journal, The Sun и ежедневная газета The Times, а также целый ряд австрийских газет. Мердок готов отказаться от того, чтобы его издания появлялись в поисковой выдаче сервисов Google и Google News. Специалисты считают, что это уменьшит посещаемость сайтов, однако Мердок планирует в будущем перейти вовсе на платный доступ к контенту своих изданий.
История вопроса
Оплата за просмотр новостей уже использовалась в онлайновых изданиях. Так издание The New York Times еще два года назад предлагало своим читателям платный доступ к специальной версии газеты, содержащей архив и колонки некоторых авторов. Этот сервис под названием TimeSelect стоил для пользователей $49,95 в год. В 2007 году издатели газеты отказались от платного доступа, объяснив свое решение тем, что бесплатный просмотр новостей позволит больше заработать на рекламе. В начале этого года издание заявило о планах вновь запустить платный доступ к контенту.
Руперт Мердок уже не первый год подчеркивает о необходимости платного доступа к информации. С мнением бизнесмена согласны аналитики из компании Outsell. Они определили, что новостные агрегаторы негативно влияют на компании, которые производят контент силами собственных журналистов. По подсчетам специалистов компании, агрегаторы отбирают у новостных ресурсов около половины трафика.
Специалисты компании провели опрос интернет-пользователей, который показал, что 44% посетителей Google News читают только заголовки и редко переходят по ссылкам для чтения оригинального сообщения.
В то же время, владельцы новостных агрегаторов подчеркивают, что они, наоборот, «приводят» пользователей на сайты изданий.
Онлайн или бумага?
Интернет как источник новостей уверено увеличивает свою долю, и в ближайшее время победит традиционные газеты и журналы. Согласно недавним исследованиям центра Pew Research Center, все больше американцев ежедневно предпочитают получать информацию из интернета, а не из газет, телевидения или радио.
Пока большинство американцев используют несколько источников для получения новостей. 78% опрошенных заявили, что они слушают новости по местным телеканалам, 71% смотрят общенациональное ТВ, 61% читают новости в интернете, и только 50% американцев читают газеты.
Информация как товар
Владельцы онлайновых изданий уже смогли завоевать внимание пользователей. Однако пока у людей нет готовности и желания платить за доступ к онлайновому контенту. Исследования показывают, что только 15% пользователей гипотетически готовы платить за контент, однако только за качественный.
В то же время, 79% участников опроса, проведенного компанией Nielsen, заявили, что откажутся посещать сайты с платным содержимым. Интернет-пользователи считают, что можно платить за музыку, игры, профессиональное видео и кино, однако не готовы платить за новостные ресурсы (менее 10% согласны оплачивать доступ к таким сайтам).
Исследователи из Harris Interactive выяснили, что платить за доступ к новостным сайтам готовы только 23% их регулярных посетителей. Но большинство из них согласны оплачивать доступ к отдельным материалам, используя для этого микроплатежи. Только 4% посетителей готовы платить более $20 в месяц за доступ к целому ряду изданий.
А Веб 2.0 против...
У приверженцев платного контента есть один очень большой враг - это современный User-generates content. Количество копипаста, цитирования, пересказов и оценок превышает все допустимые размеры. Этот контент дешевый, однако он паразитирует на качественном, сделанном профессиональными журналистами. Согласятся ли пользователи платить за качественную информацию, когда ее можно получить бесплатно, пусть немного более низкого качества? Если и согласятся, то таких будет очень мало.
Итак, любая попытка продавать читателю контент наталкивается на наличие бесплатных аналогов. Кроме того, позволить взимать плату за новости могут только «монстры» онлайнового медиа-мира. А чтобы стать такими, нужны вложения и время.
Гаджет в помощь
Многие аналитики отмечают, что устройства для чтения электронных текстов, такие как iPad, могут стать спасателями современной медиа-индустрии. Распространение контента для таких устройств за плату позволит получить то, что нельзя получить в «обычном» интернете - доступ к новостям и статьям за деньги. Недаром в конце прошлого года издатели крупных американских газет планировали объединить усилия и создать свое устройство для чтения электронных текстов совместно с системой их дистрибуции.
В украинских и российских реалиях платные новости - это пока дело очень далекого будущего. Это объясняется слишком высоким уровнем пиратства - люди не считают, что электронные товары - это такие, за которые нужно платить так же, как и за все остальное.
Источник: news.tochka
|