Кто и как опережает главный поисковик мира
Громким уходом из Поднебесной Google намекнул, что по числу пользователей Китай, конечно, крупнейший интернет-рынок на Земле, но не единственный и не важнейший. Китай, в свою очередь, справедливо напомнил, что пусть Google крупнейший поисковый портал, но точно не безальтернативный. С этим трудно спорить: существует по меньшей мере пять интернет-компаний, которые не только обеспечивают заметную долю мирового поискового трафика, но и обходят Google как минимум в своей родной стране.
Yahoo!
Основные рынки: США, Юго-Восточная Азия
Доля: 7,8% в мире (Comscore, июль 2009)
Yahoo!, доминировавший в интернете еще в те времена, когда про Google никто и не слышал, сильно сдал позиции — поисковая доля в США составляет 16,8% и продолжает падать. Ситуация должна только ухудшаться: в прошлом июле интернет-холдинг продал права на пользование своими поисковыми технологиями Microsoft, развивающей бренд Bing. Тем не менее позиции Yahoo! еще очень сильны в Юго-Восточной Азии. В Японии (45%, Nielsen, январь 2010 года), на Тайване (65%) и в Гонконге (59%) компания — лидер рынка. В Японии, впрочем, разрыв сокращается, а в Гонконге все может измениться в ближайшем будущем — туда переехал китайский поиск Google.
Baidu
Основные рынки: Китай
Доля: 7% в мире (63% в Китае) — Comscore, сентябрь 2009
Baidu, как гласит сайт компании, означает по-китайски «сотни раз», что символизирует «настойчивое стремление к идеалу». Способность соответствовать этому стремлению долго ставилась под сомнение. Компанию обвиняли в том, что она вставляет рекламные ссылки непосредственно в результаты поиска. Baidu отказался от этой практики, остепенился и сейчас подбирается ко второму месту в мировом рейтинге поисковых систем. Благодаря уходу Google из континентального Китая он может на нем укрепиться. Рынок в это верит — с 12 января, когда Google объявил о предстоящем уходе, акции компании подскочили на 47%.
Naver
Основные рынки: Южная Корея
Доля: 1,3% в мире (49,3% в Южной Корее) — Comscore, сентябрь 2009
Международным поисковым системам в Корее приходится несладко — местные сайты контролируют больше ¾ рынка. Но если популярность Naver.com и связана с лучшим знанием языка, то только отчасти. Основная причина успеха — сами корейцы, создавшие базу пользовательских ответов на разнообразные вопросы (в 2007 году количество записей в базе превысило 70 млн). «Поиск по знаниям» использовали конкуренты (например, Yahoo! Answers), но с куда меньшим успехом.
В последнее время Naver решает проблемы внутри Южной Кореи. Оператор Naver.com, компания NHN, призывает правительство обратить внимание на «монополию Google» в южнокорейском мобильном интернете.
Bing
Основные рынки: весь мир
Доля: 2,9% (Comscore, июль 2009)
В мировых масштабах поисковые сайты Microsoft выглядят не очень убедительно, но компания делает все, чтобы изменить ситуацию. В январе-феврале 2010 года доля запущенного год назад Bing на американском рынке выросла на 0,2%, а сейчас она составляет уже 11,5% (кроме Bing.com сюда входит и поиск Msn.com, работающий на тех же серверах). Кроме того, Microsoft в скором времени будет фактически распоряжаться поиском Yahoo!. Интернет-подразделение компании за четыре убыточных года подряд съело $5 млрд, но планирует выйти в прибыль после завершения сделки с Yahoo!. Ресурсы для инвестиций у Microsoft закончатся не скоро: чистая прибыль гиганта за 2008 год составила $17,7 млрд.
«Яндекс»
Основные рынки: Россия
Доля: 1,1% в мире (Comscore, июль 2009), 60% в России (Liveinternet, январь 2010)
К лету 2009 года «Яндекс» занял 7-е место в списке крупнейших поисковиков, обгоняя конкурентов в скорости роста (+94% за год). Осенью компания передала Сбербанку свою «золотую акцию». Теперь без согласия госбанка никто не может консолидировать больше 25% «Яндекса». В интервью журналу «Секрет фирмы» гендиректор компании Аркадий Волож объяснял это тем, что поисковик стал «частью инфраструктуры страны». В связи с чем, по его словам, понадобились «прозрачные правила игры для существующих и потенциальных инвесторов». Таким образом, компанию можно официально считать национальным достоянием. По данным Liveinternet, Google (23%) сильно отстает от конкурента.
Автор Андрей Бабицкий
Источник: forbesrussia
|